Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» в октябре проведет мониторинг рынка сланцевого газа для принятия решения по Штокману

«Газпром» в октябре проведет мониторинг рынка сланцевого газа для принятия решения по Штокману

Совет директоров «Газпрома» в октябре вернется к рассмотрению вопроса о состоянии и тенденциях на рынке сланцевого газа. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил источник, знакомый с повесткой дня совета.

По словам замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, индустрия добычи углеводородов из сланцевых залежей относительно молода и требует особого внимания. Ситуация в этой сфере подвержена постоянным изменениям в силу отсутствия достаточного опыта разработки и управления рисками. Сначала ее не заметили даже в самих Соединенных Штатах, потом объявили революцией мирового масштаба, затем — после провала польского сланцевого эльдорадо — вновь заговорили о том, что масштабные поступления нефти и газа из сланцев в обозримой перспективе останутся американским явлением. Наконец, сейчас даже за океаном газовая сланцевая лихорадка сменилась нефтяной. Вместе с тем, ключевыми вопросами здесь остаются, насколько безопасным для окружающей среды является существующий способ извлечения и насколько надежным источником углеводородов с точки зрения экономики и геологии являются сланцевые породы. Однозначных ответов на эти вопросы нет.

Консалтинговая компания IHS CERA считает, что реализация крупных проектов по добыче сланцевого газа вслед за США может начаться в Китае и других странах, но не раньше, чем через пять лет. Вице-председатель CERA Дэниел Ергин в рамках Санкт-Петербургского экономического форума заявлял, что эксперты компании считают, что «потенциальным кандидатом после США по добыче сланцевого газа станет Китай, но для этого необходимо развивать эту отрасль». По мнению Ергина, потенциал в данной сфере есть и у других стран — Мексики, Аргентины, Саудовской Аравии, некоторых государств Европы и, «возможно, России». Однако, подчеркнул эксперт, существует ряд нерешенных проблем, в том числе, связанных с «неправильным восприятием» разработок сланцевого газа.

То, что Ергин называет неправильным восприятием — это технологией добычи сланца. Гидроразрыв пласта /ГРП/ пока остается единственной технологией, которая используется при его добыче, но последствия ее использования с экологической точки зрения пока трудно оценить объективно. Безусловно, ГРП используется в нефтяной отрасли уже на протяжении многих десятилетий. Однако при добычи традиционных углеводородов ГРП применяется на глубинах свыше 2,5 тыс метров, здесь же речь идет о близко залегающих пластах, что может оказать, например, невозвратное влияние на гидросистемы регионов добычи.

Похожая история была и с атомом. Его применение в СССР в «мирных» целях при разработке полезных ископаемых /направленные взрывы/ привело к последствиям, которые до сих пор в ряде регионов остаются нерешенными.

Наиболее ярым противником сланцевой революции в Европе является президент Франции Франсуа Олланд. В конце прошлой недели он заявил в эфире французского телевидения, что пока является президентом, сланцевый газ не будет разрабатываться во Франции. Олланд напомнил, что еще в 2011 году французский парламент проголосовал за запрет добычи сланцевого газа методом ГРП.

Еще раньше в мае в ходе саммита ЕС в Брюсселе Олланд заявил, что Франция настаивает на необходимости разработки единых европейских требований к добыче сланцевого газа, которые определят, что можно и чего нельзя делать в сфере добычи сланца /с точки зрения технологий/.

Конечно, в словах президента Франции есть доля лукавства, ведь дешевый газ может составить конкуренцию французской атомной энергетики, которая дает республике ценовые преимущества после принятия Германией программы закрытия АЭС. При сложившейся конъюнктуре топливного баланса в Европе промышленность ФРГ будет страдать от отсутствия дешевой энергии после закрытия АЭС. Особенно больно это ударит по центру промышленности — Баварии.

Исследователи гамбургского института мировой экономики также считают, что технология ГРП /фрекинга/ при добыче сланцевого газа может произвести к загрязнению грунтовых вод, а в сейсмоопасных районах это даже может привести к колебаниям земной поверхности. Кроме того, развитие добычи сланца в США может опосредовано нарушить климатический баланс в Европе. Поскольку газ в США будет дешеветь, снизится и мировая цена на уголь, отмечают эксперты. «В связи с этим в Европе появится стимул значительно чаще использовать уголь в индустрии и производстве электроэнергии — с соответствующими негативными последствиями с точки зрения выбросов углекислого газа в атмосферу», — отмечают гамбургские исследователи. Одновременно дешевый газ предоставляет преимущество американским компаниям, потребляющим значительные объемы энергии, в ущерб европейским конкурентам.

Однако, в начале апреля появились тенденции к росту цены на газ в США. По словам главы Института национальной энергетики Сергея Правосудова, «поскольку низкие цены на газ привели к резкому росту его потребления в США, то в ближайшее время мы увидим рост цен на голубое топливо на американском рынке, что поставит под вопрос планы по превращению США в крупного экспортера газа».

Правосудов обращался к данным Службы энергетической информации /EIA/ США, которая констатировала в начале текущего года двухмесячное снижение добычи газа и первый случай с начала 2010 года, когда было зафиксировано падение в годовом выражении. Кроме того, Правосудов напоминал, что падение добычи газа в США было прогнозируемое еще в прошлом году. «Расчет был простой: в США резко снизилось число буровых установок, работающих на газовых залежах, они перешли на нефтяные месторождения. Это было обусловлено низкой ценой газа в США. В результате компании стали больше добывать сланцевой нефти, которую можно было продать по высокой цене, а к сланцевому газу стали относиться как к побочному продукту. С учетом того, что продуктивность скважин при добыче сланцевого газа сокращается на 80–90 проц после первого года работы, то сокращение числа новых скважин неминуемо приводит к снижению добычи», — резюмировал эксперт.

Как отмечает Гривач, что касается последних тенденций в газовой отрасли США, где на протяжении последних 6–7 лет основным драйвером был рост добычи сланцевого газа, то уже с октября 2011 года здесь прекратился рост суточной добычи. Ее уровень стабилизировался в районе 1,85 млрд кубометров. Для сравнения с октября 2010 по октябрь 2011 года суточная добыча выросла на 150 млн кубометров, или 9 проц. Между тем потребление растет. За первые 4 месяца 2013 года спрос в США вырос на 5,5 проц /около 15 млрд кубометров/ к аналогичному периоду прошлого года.

В начале года глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что США вряд ли станут экспортером газа, так как рост добычи сланцевого газа лишь компенсирует падение добычи природного газа на территории США. При этом глава российской монополии отметил, что феномен сланцевого газа и его пиар-продвижение обусловлено не экономическими факторами.

Действительно, после избрания Барака Обамы на первый президентский срок избиратели получили не главный, но зримый подарок от экономической программы нового президента — дешевый и свой газ. Тем не менее, фактически население приобрело ровно то, что потеряло. Добыча сланцевого газа стала выгодна только после предоставления существенных льгот компаниям, ведущим разработку нетрадиционных углеводородов, со стороны правительства США. Фактически Америка стала независима от импорта газа, потому что решила доплачивать за счет бюджетных средств, собираемых в том числе и у населения, за добычу нетрадиционного газа.

Но сланцевая революция все-таки ударила и по Европе, и по России. Перенос сроков освоения Штокмановского месторождения стал реакцией «Газпрома» на сланцевую революцию, заявил недавно официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Он добавил, что «мы отреагировали на сланцевую революцию и отложили проект, который был ориентирован на американский рынок, который продемонстрировал рост добычи сланца».

Источник: Бизнес-ТАСС, 19.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики