Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бесценная тайна

Бесценная тайна

Правительство рассекретило сведения о запасах углеводородов в стране, но извлечь их из недр будет непросто

Правительство России вчера окончательно определилось, что разведкой и разработкой нефтегазовых ресурсов арктического континентального шельфа будут заниматься всего две госкомпании – «Газпром» и «Роснефть». Таким образом, вопрос о допуске иностранцев к освоению заполярных ресурсов на основе предоставления лицензии, считается закрытым. Тем не менее российские власти не теряют надежды привлечь зарубежных инвесторов к «проекту века». Ранее председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, снимающее гриф секретности с балансовых запасов нефти в стране. Как ожидается, раскрытие этой тайны поможет привлечь необходимые иностранные капиталы в российский ТЭК, нуждающийся в серьезных инвестициях, для того чтобы Россия не потеряла своих позиций на мировом рынке углеводородов. Эксперты, однако, отмечают, что без изменения системы налогообложения в нефтегазовой отрасли и либерализации доступа иностранцев к природным ресурсам страны подобная мера будет мало что значить, и особого ажиотажа среди инвесторов не вызовет.

Основной причиной принятия решения эксперты называют отсталость российского топливно-энергетического комплекса от иностранных конкурентов. Устранить эту разницу не способны даже стабильно высокие цены на нефть на мировом рынке и растущие объемы добычи. При таком раскладе мы уже очень скоро не в силах будем догнать иностранных энергетиков, в том числе американских, переживающих сейчас «сланцевую революцию». А поскольку добыча и экспорт этих ресурсов – бюджетообразующая отрасль, то такое положение дел катастрофически скажется на экономике в целом. Как ожидается, рассекречивание данных о наших природных сокровищах может стать стимулом для развития российского ТЭКа и повысить его эффективность.

К 2020 году добыча нефти в России упадет на 19%, если только не начать экстренно разработку месторождений в Восточной Сибири и на Арктическом шельфе. С таким прогнозом выступил не так давно гендиректор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» Алексей Варламов. Проблема заключается в том, что ныне освоенные месторождения «черного золота» исчерпают свой ресурс и станут экономически невыгодными уже в ближайшие годы, а разработка новых требует значительных вложений, проведения разведки, строительства инфраструктуры, в том числе дорог.

В России по-прежнему 60% добычи приходится всего лишь на один-единственный Ханты-Мансийский округ. Этот регион, начавший качать «черное золото» еще в советское время, дал уже гигантское количество сырья, но не может десятилетиями вытягивать на себе нефтедобычу. Впрочем, добыча там уже начинает падать. Между тем доля нефтегазовой отрасли в экономике России в последнее десятилетие превысила одну треть ВВП (34% от ВВП). И зависимость эта продолжает расти. Если федеральный бюджет 2008 года на 50% состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель в прошлом году вырос уже до 54,5%.

По оценке Международного энергетического агентства, для России единственный путь избежать резкого падения добычи нефти – обеспечение около 700 млрд. долларов инвестиций в отрасль и создание благоприятного режима в налоговой сфере. Об актуальности проблемы свидетельствует то, что добыча нефти работает на пределе – мы перевыполняем все планы. Тем не менее экспорт российской нефти в 2012 году сократился на 1% по сравнению с 2011 годом – до 239,644 млн. тонн.

К этому добавилась «сланцевая революция» в США, грозящая вытолкнуть Россию на обочину мировых экспортеров углеводородного сырья. «В настоящее время, когда в российском топливно-энергетическом комплексе работают зарубежные инвесторы, а отечественные компании-недропользователи проходят международный аудит по запасам, засекречивание информации о запасах углеводородного сырья в недрах страны оказывает отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность национального топливно-энергетического комплекса на международной арене. Сдерживает развитие геологического изучения и освоения ресурсного потенциала углеводородов», – говорится в пояснительной записке Минприроды к постановлению о снятии грифа секретности. Как явствует из документа, на начало 2012 года запасы нефти в РФ составляли свыше 28 млрд. тонн, запасы газа – 68,4 трлн. кубов. Запасов «черного золота» и газа, по оценкам Минприроды, стране хватит еще на 30 лет. Конечно, одно дело – предать огласке имеющиеся в стране ресурсы, другое дело – их еще надо как-то извлечь. И как раз с этим есть большие проблемы.

«Вопрос заключается в том, что, сняв гриф секретности, мы пока еще не приблизились к международным стандартам исчисления запасов сырья. Во всем мире принято, что к имеющимся ресурсам относятся лишь те, извлечение которых рентабельно. У нас же включают все подряд. То есть нужно добавлять еще, например, стоимость доразведки, что требует больших вложений. Для инвесторов важно понять, насколько привлекательна добыча в определенном регионе. А по российской классификации, это невозможно сделать», – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Кроме того, по оценке эксперта, с точки зрения инвесторов, основные трудности связаны не только с публикацией объективных данных, но и с проблемами налогообложения в России. «У нас нет единой политики обложения налогами компаний, все осуществляется в ручном режиме. Особо приближенные компании получают преференции по налогам, такие, например, как «Роснефть». В то время как другие их не имеют. Для иностранцев важна ясность в этом вопросе. Кроме того, они хотят точно знать, какую прибыль и на каких условиях они будут получать при разработке, например, арктических месторождений. А с этим как раз ясности пока и нет», – отмечает эксперт.

Напомним, согласно действующему закону «О недрах» разрабатывать российский шельф могут только компании с государственным участием свыше 50% и опытом работы на российском шельфе более пяти лет. Таким образом, правом разрабатывать российский шельф обладают «Газпром» и «Роснефть». Однако, как выяснилось, достаточных финансов и технической базы для освоения арктического шельфа у госкорпораций нет. В этой связи Минприроды и ФАС предложили в прошлом году разрушить монополию «Газпрома» и «Роснефти» и начать выдавать частным компаниям (в том числе иностранным) лицензии на разведку и оценку месторождений на российском шельфе.

Объем инвестиций, нужных для освоения арктического шельфа России, составляет до 500 млрд. долларов до 2050 года. «Это огромные средства, и какая часть из них будет иностранная, а какая часть будет наших средств, я сейчас сказать не могу», – заявил недавно министр энергетики Александр Новак. Либерализация доступа к месторождениям планировалась именно с целью привлечения дополнительных недостающих ресурсов. Но этого не произошло.

«Рассекречивание данных ожидаемого ажиотажа не вызвало. Что неудивительно. Ведь для инвесторов важны не только цифры запасов, но и экономическая целесообразность добычи. Нефть может и быть в наличии, но добывать ее вполне может оказаться нерентабельным. Здесь важен вопрос налогообложения, а отрасль перегружена налогами. Кроме того, нет системного подхода и прозрачности в этом вопросе. А для иностранцев это один из главных моментов при принятии решения о вкладывании инвестиций. Россия нуждается в разработке новых месторождений, но пока говорить о том, что мы заинтересовали иностранные компании, – не приходится», – сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Между тем, как заявил еще в прошлом году президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, добыча нефти в России может резко упасть уже с 2016 года. А вместе с ней упадут и доходы казны, которая сейчас в основном зависит от благополучия «нефтянки». По его словам, стагнация произойдет, если российские власти не проведут реформу налогообложения отрасли. Г-н Алекперов считает, что действующие налоговые схемы не стимулируют освоение новых месторождений. Так, в России, в отличие от многих стран, налоговой базой служат объемы добычи нефти, а не размер прибыли. Таким образом, если компания вкладывает полученные от продажи углеводородов доходы в разработку новых месторождений, это не уменьшает налоги, которые она выплачивает.

Вместе с тем эксперты в целом положительно расценивают снятие грифа секретности с «главной тайны» страны. «Решение это – абсолютно правильное и нужное. Обсуждение вопроса шло давно – еще в начале года на комиссии по ТЭК при президенте РФ и с его участием решение получило одобрение главы государства. Несмотря на это, решение в большей степени психологическое. Для конкретных компаний с точки зрения их перспектив работы в России это, наверное, не будет иметь ключевого значения: каждая компания проводит анализ не с точки зрения геологических запасов в России в целом, а изучая конкретное месторождение. Кроме того, у нас способ оценки запасов остается традиционно советским и отличается от международного. И даже если Роснедра рассекретят информацию, это не значит, что это будет принято на ура международными оценщиками», – сказал «НИ» доцент РАНХиГС, координатор направления Ресурсной энергетической экономики Петр Казначеев.

Автор: Сергей Путилов

Источник: Новые Известия, 24.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики