Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Газпром выбраться из Третьего энергопакета?

Сможет ли Газпром выбраться из Третьего энергопакета?

Осенью Россия и Евросоюз продолжат переговоры по так называемому Третьему энергопакету. На сегодняшний день это главный камень преткновения между Москвой и Брюсселем, по которому стороны демонстрируют завидную непреклонность. Впрочем, эксперты не исключают, что осень и надвигающиеся с ней холода сделают европейских партнеров более сговорчивыми

Третий энергопакет включает шесть законодательных актов, цель которых разделить бизнес по производству и транспортировке энергоресурсов в Европе. Проще говоря, те, кто добывает газ или вырабатывает электроэнергию, не должны владеть электро- или газотранспортными сетями.

Еврочиновники уверяют, что это должно повысить конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены. В Москве считают, что таким образом хотят вынудить Газпром отказаться от поставок по долгосрочным контрактам в пользу спотовых, то есть по ценам, определяемым на бирже.

Правда, позднее первоначальный жесткий запрет поставщикам энергоресурсов контролировать распределительные сети был дополнен более мягкими вариантами. Но и они не устраивают российскую сторону, пояснил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Это главный камень преткновения в энергетических отношениях. Его суть такова, что по большому счету владелец труб, тот же Газпром, должен порядка 50% мощностей резервировать под сторонних участников рынка газа. То есть под сторонних производителей газа, которых в принципе в Европе и нет. Это эфемерное правило, которое нужно убрать. Тогда сроки окупаемости газотранспортных систем сократятся».

На практике, задекларированный в Третьем энергопакете обязательный доступ третьих сторон (помимо поставщика и потребителя) к газотранспортной инфраструктуре снижает гарантии прокачки уже законтрактованных объемов газа, а главное повышает риски для крупного проектного финансирования. Инвестору нужны гарантии возврата своих вложений. А как их получить, если половина трубопровода зарезервирована под неизвестного, возможно даже, под несуществующего поставщика.

Некоторые эксперты предполагают, что таким образом европейцы хотят вынудить Газпром отказаться от газотранспортных проектов на территории Европы. С коммерческой точки зрения, эти проекты может и не так важны, основной доход Газпрома — это продажа голубого топлива.

Проблема в том, что в Европе нет компаний, которые могли бы проложить новые маршруты для поставок российского газа. Поэтому Россия и не готова отказаться от транспортных проектов. А резервировать половину построенных за свой счет трубопроводов под нужды третьих лиц тоже странно.

Впрочем, у российской стороны есть видение, как выйти из патовой ситуации, заявил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов:

«Самая острая проблема в отношении газопровозов, которые уже построены, — OPAL и по „Южному потоку“. Чтобы эти проекты были выведены на статус межгосударственных и освобождены от действия Третьего энергопакета, чтобы не нужно было держать половину трубы свободной под каких-то несуществующих других поставщиков. Европейский союз делает такие исключения под свои проекты, которые он считает нужными. Почему бы и российскому проекту не получить такое исключение».

Эксперты рассчитывают, что позиция европейской стороны на переговорах будет смягчаться, ведь как показала практика, обойтись без российского газа Старый Свет не может, а с наступлением зимы потребность в энергоресурсах только возрастает.

Это не значит, что решение окажется простым и быстрым, но скорее всего компромисс будет найден. Тем более, что поле для диалога и для маневра есть. Весьма вероятно, что Брюссель станет требовать скидок на газ по долгосрочным контрактам. Газпром — как опять же показывает практика — готов идти навстречу партнерам на взаимовыгодных условиях.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 27.08.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики