Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Диверсификация экспорта «Газпрома» в восточном направлении под угрозой

Диверсификация экспорта «Газпрома» в восточном направлении под угрозой

В то время как «Газпром» откладывает подписание контракта с Китаем, Туркмения договаривается о расширении своего экспорта в страну. Дальнейшее промедление чревато для концерна потерей рынка АТР.

 

Мировой спрос на энергоносители в ближайшие годы будет расти главным образом за счет стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), однако «Газпром» рискует опоздать к разделу этого пирога. Переговоры концерна с китайскими партнерами снова забуксовали. Как стало известно в начале сентября, строительство трубопровода «Сила Сибири», по которому планировалось осуществлять транспортировку газа в Китай, в очередной раз переносится. Эксперты связывают это с неопределенностью в сроках подписания контрактов. Значительно более эффективными переговорщиками на фоне «Газпрома» выглядят его туркменские конкуренты, заключившие 4 сентября соглашение об увеличении поставок в Китай.

Формула преткновения

«Газпром» ведет переговоры с Китаем уже несколько лет. Согласно предварительным договоренностям, поставки должны начаться в 2018 году и составить 38 миллиардов кубометров в год с последующим увеличением еще на 30 миллиардов. Для транспортировки сырья планируется построить газопровод «Сила Сибири». Старт его строительства должен был состояться через пару месяцев, но был перенесен. Эксперты связывают отсрочку с отсутствием гарантий того, что контракт будет подписан до конца года, как это планировалось ранее.

«Газпром» мне хочет идти на уступки Китаю в вопросе ценообразования

«Краеугольным камнем в переговорах является формула цены», — объясняет руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Стороны не могут определиться с тем, к чему будет «привязана» цена газа. Россия настаивает на привязке к стоимости нефти на японском рынке, Китай с этим пока не соглашается. Также цена, скорее всего, будет зависеть от аванса, который импортеры могут выдать «Газпрому». Как говорит начальник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН Вячеслав Кулагин, аванс может быть достаточно крупным и частично покроет затраты, которые понесет российская сторона при строительстве инфраструктуры.

Окно возможностей сужается

Пока Россия пытается не продешевить, Туркмения умудряется договариваться. «Туркменгаз» и китайская CNPC подписали на прошлой неделе контракт на продажу 25 миллиардов кубометров газа, что увеличит общий экспорт туркменского газа в Китай к 2020 году до 65 миллиардов кубометров. «Это более чем 40 процентов от прогнозируемого к тому времени китайского импорта природного газа», — подсчитал содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. Сегодня Китай импортирует из Туркмении более 21,3 процента требуемого ему газа, из России — всего 0,5 процента.

Большинство экспертов говорят о том, что в сложившейся ситуации России следует торопиться с подписанием контракта. «Газпрому» необходимо пойти на уступки в вопросе ценообразования», — считает Бирг. По его мнению, скидка к среднеевропейской цене (360–370 долларов за тысячу кубометров) могла бы составить 15–20 процентов. Александр Пасечник полагает, что больших стратегических рисков для «Газпрома» пока нет, поскольку «Туркмения будет покрывать запад Китая, а Россия — восток». Однако и он надеется на форсирование переговоров.

«Процесс следовало бы ускорить, при этом отстаивая свою позицию», — добавляет Вячеслав Кулагин. «Если продешевить, затраты на добычу, создание инфраструктуры и транспортировку могут не окупиться. Ситуация усугубляется тем, что, строя трубопровод в Китай, мы попадаем в зависимость от одного потребителя», — заявил эксперт DW.

Прокачать нельзя сжижать

Делать предположения о том, удастся ли России завершить переговоры до конца 2013 года, эксперты не берутся, и перспективы «Газпрома» на рынке АТР остаются туманными. Концерн заявляет о своих планах по существенному наращиванию доли за счет проектов в области сжиженного природного газа (СПГ), но и здесь успех не гарантирован. Руководство компании надеется, что «Газпром» займет к 2030 году 10–15 процентов мирового рынка СПГ, специалисты в этом сомневаются.

Расчеты показывают следующее: пока из действующих СПГ-проектов у «Газпрома» есть только «Сахалин-2». В 2012 году производство на нем составило 10,8 миллиона тонн (14,7 миллиарда кубических метров). «Это около 5 процентов мирового рынка СПГ. Учитывая же, что „Газпрому“ принадлежит половина в проекте (50 процентов минус 1 акция делят между собой Shell, Mitsui и Mitsubishi — Ред.), на его долю пришлось около 2,5 процента», — говорит Вячеслав Кулагин. В перспективе к проектам, ориентированным на АТР, у «Газпрома» прибавится «Владивосток-СПГ», однако 49 процентов в нем тоже, скорее всего, будут переданы иностранным инвесторам. Не исключено, что будет расширен и «Сахалин-2». «В совокупности на долю „Газпрома“ в этих проектах к 2030 году будет приходиться около 20–25 миллиардов кубометров газа», — предполагает эксперт ИНЭИ.

К этому времени объем мирового рынка СПГ вырастет примерно до 600 миллиардов кубометров, около 450 миллиардов спроса будет приходиться на регион АТР (прежде всего, это Япония, Южная Корея, Китай, Индия, Тайвань, Тайланд). Это значит, что на долю «Газпрома» — как на мировом рынке, так и на рынке АТР — с учетом только восточных проектов компании придется менее 5 процентов. Дополнительные возможности по расширению поставок СПГ на мировой рынок могут появиться благодаря проектам в западной части страны, в частности Штокмана и Балтийского СПГ, однако они ориентированы на Европу.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 10.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики