Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Иран вернулись российские нефтяники

В Иран вернулись российские нефтяники

Российская компания «Зарубежнефть» получила право работать в Иране. Компания будет разрабатывать Хайям — одно из крупнейших газоконденсатных месторождений в стране. Только газовые ресурсы там оцениваются в двести шестьдесят миллиардов кубометров

До сих пор российским нефтяникам не удавалось войти в иранские проекты. Правда, с 2003 года на блоке Анаран работал ЛУКОЙЛ, но после введения против Ирана экономических санкций компания вышла из проекта. Затем в Иран пришла «Газпром нефть», но в 2011 году Иран расторг с ней все соглашения. Что касается «Зарубежнефти», то компания изначально создавалась для работы за рубежом.

Поэтому нет ничего удивительного, что она будет работать в Иране, полагает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов:

«В отношении Ирана действуют санкции, а другие российские компании — „Газпром“, „Роснефть“ — имеют серьезный бизнес в странах, которые как раз поддерживают эти санкции. Это может серьезно ударить по их бизнесу. Поэтому в данном случае „Зарубежнефть“ как относительно маленькая компания, не имеющая каких-то больших активов за рубежом, вероятно, была выбрана как полигон, на котором можно попробовать поработать в Иране. В этой стране — довольно строгое отношение к зарубежным инвесторам, нет СРП (соглашение о разделе продукции). Компания, участвующая в их проектах, не имеет возможности получать нефть и газ для продажи. Она получает фиксированную сумму, которая заранее оговаривается».Эксперт не исключает, что «Зарубежнефти» предложены какие-то льготы в условиях внешних санкций в отношении Ирана. Вообще, если бы участие в проекте не было экономически оправдано, ни одна компания не стала бы в нем участвовать. Вероятно, объем вознаграждения, который пообещали иранцы, достаточен, чтобы заинтересовать «Зарубежнефть».

Однако на Ближнем Востоке, а тем более в Иране, политические риски весьма высоки, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Это страна, находящаяся под прессом, под санкциями. Политические риски весомы. Но, с другой стороны, российские компании ориентированы на такие тренды».

В 2012 году Евросоюз ввел эмбарго в отношении иранской нефти. Тем не менее, Иран в настоящее время экспортирует ее в несколько стран, в числе которых — Китай, Япония, Южная Корея. А вот с газом ситуация несколько иная: кроме как на внутренний рынок его поставлять практически некуда. Правда, здесь возможны подвижки в том случае, если начнет действовать газопровод Иран-Пакистан. Возможно, в соседнюю страну будет транспортироваться газ с месторождения Хайям, отметил Сергей Правосудов:

«Но опять же, кто будет газ продавать? Вряд ли это будет „Зарубежнефть“. Тут вопрос к Ирану. Сейчас Иран поставляет газ только в одну страну — Турцию. Все остальное он потребляет сам, хотя по объему запасов Иран занимает второе место после России, и у него большой потенциал. Строится газопровод в Пакистан, были разговоры о том, чтобы его продлить до Индии. А Индия — это огромный рынок».

Объем запасов месторождения Хайям оценивается в двести шестьдесят миллиардов кубометров газа и двести двадцать миллионов тонн газового конденсата. Объем добычи на нем планируется в размере около девяти миллиардов кубометров в год. Примерно столько газа российский «Газпром» поставлял в 2011 году в Великобританию.

Автор: Олег Нехай

Источник: Голос России, 16.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики