Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сечин действует сверхагрессивно...»

«Сечин действует сверхагрессивно...»

«Газпром» и «Роснефть» вступили в открытую полемику по поводу газового будущего Сахалина

 

«Газпром» предлагает «Роснефти» не строить завод по сжижению природного газа на Сахалине и перенаправить газ, предназначавшийся для этого проекта, на СПГ-завод самого «Газпрома». «Роснефть» в ответ заявила, что в оценках конкурентов не нуждается. Эксперты считают, что глава «Роснефти» Игорь Сечин хочет продемонстрировать Владимиру Путину большую эффективность нефтяной компании по сравнению с «Газпромом». «Сечин действует сверхагрессивно», — говорят специалисты.

 

«Газпром» считает нецелесообразным проект строительства завода по сжижению природного газа (СПГ), который «Роснефть» реализует на Сахалине. Как заявил в среду глава управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов, имеющихся в наличии объемов газа с сахалинских месторождений не хватит для загрузки предприятия.

 

«Я как раз и хочу сказать, что не надо строить завод, — заявил Тимошилов в ходе пресс-конференции в Южно-Сахалинске. — Много инфраструктуры уже построено, и нет необходимости, на наш взгляд, строить еще дополнительную».

«Газпрому» не хватает газа

Виктор Тимошилов отметил, что завод СПГ, построенный в рамках «Сахалина-2», после 2025 года будет испытывать недостаток сырья из-за естественного сокращения объемов добычи на проекте. Запасов «Сахалина-2» недостаточно для поддержания загрузки двух действующих линий завода СПГ на срок жизни проекта. По прогнозам «Газпрома», до 2041 года дефицит газа составит около 115 млрд кубометров.

По словам Тимошилова, если новая инфраструктура будет относиться к проектным затратам (речь идет о проекте «Сахалин-1» на шельфе Сахалина; его оператором выступает ExxonMobil, владеющая 30%, «Роснефти» и индийской ONGC принадлежат по 20%, еще 30% владеет японский консорциум SODECO), то государству придется возмещать эти затраты, что, по мнению «Газпрома», нерационально. Тимошилов говорит, что 8–10 млрд кубометров газа с «Сахалина-1» было бы рациональнее направить на СПГ-завод, работающий в рамках проекта «Сахалин-2», 50% плюс одна акция в котором принадлежит «Газпрому», 27,5% — Royal Dutch Shell, а японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% акций соответственно.

«Газпром» всегда сильно волнуется по поводу чужого газа, — комментирует ситуацию ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Стратегическая задача компании — всеми возможными способами увеличивать запасы газа на своем балансе».

«Мы благодарим наших партнеров и конкурентов за то, что они постоянно обращают внимание рынка на то, какие масштабные и усиливающие позиции компании проекты реализует «Роснефть», — издевательски отметил в ответ на заявление Тимошилова представитель нефтяной компании. — Это говорит о том, что компания двигается в правильном направлении и реализует проекты, которые потенциально изменят рынок не в пользу конкурентов, что не может не вызывать у них беспокойства».

 

«Роснефть» планирует построить завод по сжижению газа в альянсе с американской ExxonMobil. Как ранее говорил глава госкомпании Игорь Сечин, первая очередь завода позволит производить 5 млн тонн СПГ в год. Плановая мощность предприятия — 10 млн тонн. Инвестиции в проект оцениваются в $15 млрд. По словам Сечина, поставки СПГ с завода начнутся не позднее 2018 года.

 

«Ресурсная база у нас есть, — говорил Сечин. — «Роснефть» располагает 600 млрд кубометров газа, плюс идут переговоры с Exxon: они могут предоставить 500 млрд кубов».

На начальном этапе сырье для завода должен поставлять именно проект «Сахалин-1». В дальнейшем к обеспечению завода сырьем будут привлечены соседние проекты с участием «Роснефти» — «Сахалин-3» и «Сахалин-5». Рынками сбыта для предприятия «Роснефти» должны стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Япония и Китай. Кстати, по поводу «Сахалина-3» Виктор Тимошилов заявил, что газовые запасы этого проекта также недостаточны для обеспечения СПГ-завода «Роснефти» и «Газпром» может рассмотреть возможность их выкупа.

Представитель «Роснефти» подчеркнул, что проведенная российской госкомпанией и ExxonMobil многоуровневая оценка целесообразности реализации проекта завода СПГ позволила сделать выводы о его эффективности. Кроме того, проект уже получил одобрение на всех уровнях, в том числе и со стороны президента и правительства Российской Федерации.

«Партнеры не нуждаются в дополнительных оценках со стороны конкурентов», — заявил представитель нефтяной компании.

 

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что в России соображения экономической целесообразности зачастую приносятся в жертву интересам конкурирующих госкомпаний. «Дело даже не в том, что «Роснефти» может не хватить ресурсов, хотя действительно есть сомнения по поводу того, насколько долго смогут партнеры поддерживать добычу на Сахалине на том уровне, который требуется для обеспечения завода, — поясняет глава ФНЭБ. — Сама экономическая логика подсказывает, что наращивать мощности уже существующего завода «Газпрома» гораздо проще, чем строить новое предприятие с нуля».

Кроме того, Симонов отметил, что завод «Газпрома» выходит в порт Корсаков — единственный незамерзающий порт на Сахалине, что облегчает поставки СПГ. У «Роснефти» такого не будет. «Стоит также отметить, что партнер «Газпрома» Shell является мировым лидером в секторе СПГ, использующим самые передовые технологии, — рассказывает эксперт. — А какие технологии будет использовать «Роснефть», пока непонятно».

 

По словам главы ФНЭБ, для «Роснефти» вопрос завода СПГ не столько экономический, сколько политический.

 

«Сейчас Игорь Сечин хочет продемонстрировать Владимиру Путину, что его компания гораздо эффективнее «Газпрома», быстрее справляется со своими проектами, — говорит Симонов. — Сечин действует сверхагрессивно, и это вызывает раздражение его оппонентов».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 25.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики