Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не дождется пенсии

«Газпром» не дождется пенсии

ВЭБ готов дать монополии только 30 млрд рублей

«Газпром» получит лишь треть денег, которые он просил из средств пенсионных накоплений на расширение российской газотранспортной системы для загрузки газопровода SouthStream. Монополия, которой из-за заморозки тарифов грозит сокращение капзатрат, обещает найти финансирование сама. Но эксперты считают, что «Газпром» просто не будет торопиться со строительством SouthStream в полном объеме.

До конца года ВЭБ готов выкупить инфраструктурные облигации «Газпрома» на 30 млрд руб., такое решение наблюдательный совет госкорпорации принял в середине сентября, сообщил директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов. «Газпром» предложил ВЭБу купить облигации на 100 млрд руб. в середине июля. Деньги нужны на строительство газотранспортной системы (ГТС) «Южный газовый коридор» для подачи газа в будущий газопровод SouthStream. Общая стоимость системы оценивается в 509 млрд руб., из них в этом году планировалось вложить 82 млрд руб.

Получить деньги от ВЭБа в полном объеме «Газпрому», скорее всего, не удастся. «Мы полагаем, что ни в 2014, ни в 2015 году свободных средств на покупку облигаций уже не будет»,- сказал «Ъ» Александр Попов. В «Газпроме» говорят, что возможность привлечь льготные деньги у ВЭБа — лишь «удобная опция», но при ее отсутствии «будет другое финансирование». Но привлечь на рынке деньги по условиям инфраструктурных облигаций «Газпрому» не удастся, речь может идти лишь о выпуске бумаг на 5–10 лет со ставкой 7–8%, считает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Инфраструктурные облигации позволяют получить средства на 30–35 лет со ставкой в размере инфляции (прогноз на 2014 год — 4,8–5%) плюс 1%. Деньги инвестируются из пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа. Этим инструментом уже пользуются ОАО РЖД и ФСК, привлечь пенсионные деньги хотят и другие компании. Для инфраструктурных монополий сейчас это наиболее актуально, так как правительство решило в следующем году заморозить их тарифы, а в 2015–2016 годах индексировать на уровне инфляции. В связи с этим «Газпром» в 2014 году прогнозирует снижение капзатрат на 52 млрд руб., до 724 млрд руб., а в последующие два года еще на 355 млрд руб., до 1,62 трлн руб. Именно на эти годы запланированы основные инвестиции в «Южный газовый коридор», ввод которого намечен на 2017 год.

SouthStream — политический проект, потребности в его мощностях у «Газпрома» нет, и пока задача газопровода — давление на Украину, считает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Поэтому, отмечает он, спешить с проектом смысла нет, особенно в отсутствие договоренностей о регулировании трубопровода на территории ЕС. Кроме того, по мнению эксперта, необязательно строить газопровод сразу на четыре нитки, можно и на две, постепенно сокращая транзит через Украину.

Проект «Южный газовый коридор» включает два газопровода до компрессорной станции (КС) «Русская» (начало SouthStream) в Анапе: от КС «Починки» в Нижегородской области и от КС «Писаревка» в Воронежской области. При этом от КС «Писаревка» также начинается транзитный трубопровод через Украину. К «Писаревке» газ подается по газопроводу Уренгой-Новопсков. Но этот газопровод необходимо расширять, чтобы при сохранении украинского транзита была заполнена и новая труба Писаревка-Анапа. Между тем «Газпром» уже отменил ряд тендеров по выбору поставщиков оборудования для расширения газопровода Уренгой-Новопсков и одновременно объявил компанию «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга победителем тендера на строительство одного из участков Писаревка-Анапа. То есть, подтверждает глава East European GasAnalysis Михаил Корчемкин, «Газпром» откладывает инвестиции по тем объемам инфраструктуры, которые допускают сохранение транзита российского газа через Украину.

Автор: Михаил Серов

Источник: Коммерсантъ, 30.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики