Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем обернется ассоциация с ЕС для энергетики Украины. Три мнения

Чем обернется ассоциация с ЕС для энергетики Украины. Три мнения

Приток инвестиций, рост цен на газ и другие изменения, которые могут ждать украинский ТЭК после подписания соглашения об ассоциации

Накануне ноябрьского саммита Восточного партнерства, где может быть подписано соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты оценили риски и выгоды этого шага для отечественной энергетики.

Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий:

С подписанием соглашения с Европейским Союзом появляется шанс, что в Украину придут зарубежные инвесторы, которые на определенных условиях начнут вкладывать в проекты в сфере энергетики.

С другой стороны, завоз современного энергетического оборудования, внедрение своих технологий может привести к тому, что украинские специалисты, ученые в сфере ТЭК останутся невостребованным. Соответственно, отечественный технический потенциал будет умирать.

Кроме того, подписание соглашения не означает, что Евросоюз по умолчанию обеспечит финансирование энергетических проектов в Украине. Мне кажется, ЕС вряд ли будет щедр на обещания в сфере ТЭК, поскольку Украина может в них вцепиться мертвой хваткой, потребовав выполнения. Понятно, что после подписания соглашения европейские финансовые институты могут увеличить финансирование проектов в сфере украинской энергетике. Однако это не те деньги, которые необходимы топливно-энергетическому комплексу.

Валентин Землянский, независимый эксперт по энергетическим вопросам:

Подписание соглашения об ассоциации с ЕС и зоне свободной торговли в газовой сфере приведет, прежде всего, к созданию единого газового рынка. Фактически изменится система торговли газом, а также работа операторов. Это приведет к необходимости пересмотра контрактов с ОАО Газпром.

Также должна будет претерпеть изменения тарифная политика в целом. Ведь очевидно, что западные энергетические компании, которые могут прийти на наш рынок не будет продавать газ по заниженным ценам, себе в убыток.

Одной из угроз в среднесрочной перспективе может стать требование ЕС о выравнивании внутренних тарифов с экспортной ценой. На внутреннем рынке не должно быть ценовых перекосов.

Но если пойдет выравнивание тарифной политики, правила игры на рынке станут более прозрачными, что станет позитивным сигналом для западных инвесторов. В принципе, это шанс привлечь не только западные, но и российские компании. Если появляется возможность получить прибыль, деньги в Украину в любом случае придут.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления российского Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ)

В том случае, если Украина останется верна сценарию подписания соглашения об ассоциации с ЕС, сложности будут только увеличиваться. В этой связи хочу напомнить, что Украина по сегодняшний день задействована в транзитных поставках газа. Однако у России есть возможность увеличить прокачку, например, через Северный поток. Таким образом, Россия пока не форсирует переброску транзита с украинского направления.

Кроме того, с подписанием соглашения остается открытым вопрос управления украинской газотранспортной системой. Предложение президента РФ Владимира Путина о том, чтобы передать ГТС в управление Газпрому, так и не было рассмотрено. Но, например, в Беларуси подобная схема успешно реализуется.

Очевидно, что у России и Украины, и так масса сложностей в энергетической сфере. Поэтому вряд ли подписание соглашения об ассоциации пошатнет status quo. Однако это будет означать, что векторы развития сторон кардинально расходятся. В итоге будет нарастать конфронтация.

Автор: Станислав Погорилов

Источник: ЛIГАБiзнесIнформ, 01.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики