Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Расширение нефтепровода до Китая, необходимое «Роснефти», будет профинансировано за счет повышения для нее тарифа «Транснефти» на прокачку

Расширение нефтепровода до Китая, необходимое «Роснефти», будет профинансировано за счет повышения для нее тарифа «Транснефти» на прокачку

Расширение китайской ветки нефтепровода ВСТО будет финансироваться за счет повышенного тарифа на прокачку, который «Транснефть» установит для «Роснефти». Эксперты считают, что размер этого тарифа может вызвать долгие споры между двумя компаниями.

«Роснефть» и «Транснефть» в пятницу подписали соглашение о расширении нефтепровода Сковородино — Мохэ (ответвление трубы Восточная Сибирь — Тихий океан, ВСТО, по которой российская нефть поступает в Китай).

Сейчас пропускная способность Сковородино — Мохэ составляет 15 млн тонн нефти в год. В соответствии с соглашением, к началу 2015 года мощность увеличится до 20 млн тонн, а с 2018 года по этой ветке будет поставляться уже 30 млн тонн в год. Расширение необходимо для выполнения условий контракта о доппоставках нефти в Китай, который «Роснефть» заключила в марте. По новому соглашению к уже существующим обязательствам по поставкам нефти (15 млн тонн в год) «Роснефть» обязуется ежегодно поставлять еще столько же.

В течение 25 лет «Роснефть» поставит в Китай 365 млн тонн нефти, получив за это $270 млрд. Причем $60 млрд будет выплачено авансом.

В «Транснефти» пояснили, что расширение будет проводиться по модели софинансирования, то есть «Транснефть» построит трубу, которая впоследствии окупится за счет спецтарифов на прокачку, которые будет платить «Роснефть». По словам пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина, такой сценарий трубопроводную монополию вполне устраивает.

«До 2015 года мы можем обходиться действующей аппаратурой, но потом придется постепенно запускать новое оборудование», — рассказал Демин. По предварительным оценкам, строить новую трубу не понадобится, достаточно будет провести апгрейд нефтеперекачивающих станций.

Ранее Министерство энергетики оценивало стоимость расширения Сковородино — Мохэ в 47,2 млрд рублей. Глава «Транснефти» Николай Токарев весной заявил, что компания не будет тратить на строительство собственные деньги, и предложил рассмотреть вариант повышенного тарифа для «Роснефти». Глава «Роснефти» Игорь Сечин тогда же сказал, что и его компания не готова самостоятельно финансировать увеличение мощности ветки.

«Это не наша задача, — заявил Сечин. — Наша задача — оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача «Транснефти» — обеспечить прокачку и получить при этом нормальную рентабельность».

Представитель «Роснефти» был недоступен для комментариев.

«Очевидно, препирательства госкомпаний надоели Кремлю, и те получили недвусмысленное указание решить вопрос, обеспечить выполнение межправительственного соглашения с Китаем, — полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Однако в дальнейшем вполне вероятны споры между «Роснефтью» и «Транснефтью» уже по поводу конкретных тарифов».

Однако до сих пор нерешенным остается еще один вопрос, от которого зависит проект расширения ветки Сковородино — Мохэ. Российское правительство намерено в следующем году заморозить тарифы естественных монополий. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков в начале октября говорил, что, если тарифы не будут проиндексированы хотя бы на уровень инфляции, расширение трубы в направлении Китая, скорее всего, будет отложено.

Официального решения властей о тарифах «Транснефти» пока нет, однако курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович ранее сообщал, что принципиально такое решение принято. В среду глава Минэнерго Александр Новак заявил, что проект расширения Сковородино — Мохэ будет осуществлен вне зависимости от решения о заморозке тарифов «Транснефти».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 12.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики