|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Александр Лукашенко назвал цену дальнейшего существования Таможенного союза Александр Лукашенко назвал цену дальнейшего существования Таможенного союзаАлександр Лукашенко угрожает выходом Белоруссии из Таможенного союза, если Россия продолжит изымать в свой бюджет доходы от экспортных пошлин на нефтепродукты. Если пошлина останется в республике, то белорусы заживут как в Эмиратах, настаивает Лукашенко. Цена вопроса — $4 млрд в год. Конфликт будет трудно разрешить, предупреждают эксперты. Российский бюджет учитывает поступления от экспорта нефтепродуктов через Белоруссию вплоть до 2016 года. Александр Лукашенко рассчитывает на отмену с 1 января следующего года пошлин за экспорт из страны нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, и заявляет, что в противном случае Белоруссия «не потянет» дальнейшее участие в Таможенном союзе. «Путин обещал: с 1 января 2014 года устраняем все изъятия и ограничения в торговле», — заявил Лукашенко в пятницу на пресс-конференции для российских СМИ в Минске. Белоруссия ежегодно перечисляет в бюджет России около $4 млрд экспортных нефтяных пошлин, добавил президент. «В противном случае мы Таможенный союз не потянем, если не будем видеть от него экономического эффекта», — цитирует президента «Итерфакс». Речь идет о договоренности между Москвой и Минском, согласно которой Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, однако возвращает России пошлины, получаемые от экспорта за пределы ТС нефтепродуктов, полученных из этой нефти. По словам Лукашенко, если бы пошлины оставались в белорусском бюджете, он «построил бы в стране Эмираты». Прекратить изъятие экспортных пошлин на нефтепродукты из белорусского бюджета России еще в 2010 году рекомендовал межгосударственный суд СНГ. Владимир Путин, занимавший тогда кресло премьер-министра, заявил, что Москва «прислушается к рекомендациям», но подчеркнул, что это именно рекомендация. Летом 2013 года в ходе встречи с Лукашенко об отказе от экономических барьеров и создании Евразийского экономического союза говорил премьер Дмитрий Медведев. «Это очень трудно, но, если мы хотим интеграцию, нам придется это сделать, даже несмотря на все потери, которые понесут экономики наших стран. В России это понимают и готовы нести издержки, понимая, что конечный результат будет еще лучше», – заявил тогда Медведев. При этом, о каких именно барьерах и издержках идет речь, российский премьер не уточнил, однако Минск воспринял его слова однозначно — к 2015 году Россия прекратит изымать нефтепродуктовую экспортную пошлину. «Россия сделала очень серьезный шаг навстречу всем и заявила о том, что буквально через год-полтора, максимум к 1 января 2015 года, практически все тарифные ограничения, в том числе в нефтегазовой сфере, будут сняты», — комментировал выступление российского премьера Лукашенко. Не очень понятно, о каком обещании Путина по устранению изъятий говорит белорусский президент, отмечают эксперты. По словам Александры Суслиной из Экономической экспертной группы, поступления от белорусских пошлин заложены в российский бюджет вплоть до 2016 года. В следующем году Россия должна получить около 113 млрд руб., в 2015 году — 107 млрд руб., а в 2016 году — 102 млрд руб. Нервозность белорусского лидера объясняется тяжелой экономическая ситуацией в стране. После падения калийных рынков, спровоцированного разрывом сотрудничества российского «Уралкалия» с «Беларуськалием», последнее практически осталось без сбытовой сети и стало сокращать производство. А «Беларуськалий» является крупнейшим поставщиком валюты в бюджет республики. Заявления Лукашенко являются не более чем забавной, хотя и ожидаемой попыткой политического торга, уверен Евгений Прейгерман из минского исследовательского центра «Либеральный клуб». «Чтобы понять это, достаточно взглянуть на уровень субсидирования Россией белорусской экономики, — говорит Прейгерман. — По разным оценкам, только по нефти и газу Беларусь в последние годы получала субсидии в размере 12–20%. Это интеграционный подарок, и это же главный фактор сохранения действующей в Беларуси социально-экономической и политической системы». Аналитик центра «Движение XXI век» Петр Филатов напоминает, что именно на ТС опираются такие межгосударственные структуры, как ЕЭП и ЕврАзЭС, и, в случае выхода из Таможенного союза, Минск лишится и возможностей, связанных с этими структурами. «Кроме того, в таком случае Россия вполне может поднять цены на нефть и газ для Белоруссии и усилить внимание к белорусской продукции со стороны российского Роспотребнадзора (уже сейчас это ведомство предъявляет претензии к качеству мясной и молочной продукции из Белоруссии. — «Газета.Ru»)», — предупреждает Филатов. Кроме того, не стоит забывать, что ТС — это один из интеграционных проектов Кремля. Выйти из союза значит перевести отношения Минска и Москвы в разряд «холодной войны». По словам российских экспертов, белорусский президент выбрал очень подходящее время для выставления требований России. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что в настоящее время Москва озабочена тем, чтобы не допустить евроинтеграции Украины. «Россия уже давно хочет, чтобы Украина присоединилась к Таможенному союзу, — поясняет эксперт. — А о каком присоединении может идти речь, если один из членов ТС грозит выходом?» Симонов полагает, что Москва пойдет на уступки Минску. «Весь опыт постсоветских российско-белорусских отношений показывает: ситуация нагнетается, но в последний момент Кремль уступает, и все так или иначе решается в пользу Лукашенко», — отмечает глава ФНЭБ. Авторы: Алексей Топалов, Денис Лавникевич (Минск) Источник: Газета.RU, 11.10.013
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|