Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Александр Лукашенко назвал цену дальнейшего существования Таможенного союза

Александр Лукашенко назвал цену дальнейшего существования Таможенного союза

Александр Лукашенко угрожает выходом Белоруссии из Таможенного союза, если Россия продолжит изымать в свой бюджет доходы от экспортных пошлин на нефтепродукты. Если пошлина останется в республике, то белорусы заживут как в Эмиратах, настаивает Лукашенко. Цена вопроса — $4 млрд в год. Конфликт будет трудно разрешить, предупреждают эксперты. Российский бюджет учитывает поступления от экспорта нефтепродуктов через Белоруссию вплоть до 2016 года.

Александр Лукашенко рассчитывает на отмену с 1 января следующего года пошлин за экспорт из страны нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, и заявляет, что в противном случае Белоруссия «не потянет» дальнейшее участие в Таможенном союзе.

«Путин обещал: с 1 января 2014 года устраняем все изъятия и ограничения в торговле», — заявил Лукашенко в пятницу на пресс-конференции для российских СМИ в Минске. Белоруссия ежегодно перечисляет в бюджет России около $4 млрд экспортных нефтяных пошлин, добавил президент.

«В противном случае мы Таможенный союз не потянем, если не будем видеть от него экономического эффекта», — цитирует президента «Итерфакс».

Речь идет о договоренности между Москвой и Минском, согласно которой Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, однако возвращает России пошлины, получаемые от экспорта за пределы ТС нефтепродуктов, полученных из этой нефти.

По словам Лукашенко, если бы пошлины оставались в белорусском бюджете, он «построил бы в стране Эмираты».

Прекратить изъятие экспортных пошлин на нефтепродукты из белорусского бюджета России еще в 2010 году рекомендовал межгосударственный суд СНГ. Владимир Путин, занимавший тогда кресло премьер-министра, заявил, что Москва «прислушается к рекомендациям», но подчеркнул, что это именно рекомендация.

Летом 2013 года в ходе встречи с Лукашенко об отказе от экономических барьеров и создании Евразийского экономического союза говорил премьер Дмитрий Медведев. «Это очень трудно, но, если мы хотим интеграцию, нам придется это сделать, даже несмотря на все потери, которые понесут экономики наших стран. В России это понимают и готовы нести издержки, понимая, что конечный результат будет еще лучше», – заявил тогда Медведев.

При этом, о каких именно барьерах и издержках идет речь, российский премьер не уточнил, однако Минск воспринял его слова однозначно — к 2015 году Россия прекратит изымать нефтепродуктовую экспортную пошлину.

«Россия сделала очень серьезный шаг навстречу всем и заявила о том, что буквально через год-полтора, максимум к 1 января 2015 года, практически все тарифные ограничения, в том числе в нефтегазовой сфере, будут сняты», — комментировал выступление российского премьера Лукашенко.

Не очень понятно, о каком обещании Путина по устранению изъятий говорит белорусский президент, отмечают эксперты. По словам Александры Суслиной из Экономической экспертной группы,

поступления от белорусских пошлин заложены в российский бюджет вплоть до 2016 года. В следующем году Россия должна получить около 113 млрд руб., в 2015 году — 107 млрд руб., а в 2016 году — 102 млрд руб.

Нервозность белорусского лидера объясняется тяжелой экономическая ситуацией в стране. После падения калийных рынков, спровоцированного разрывом сотрудничества российского «Уралкалия» с «Беларуськалием», последнее практически осталось без сбытовой сети и стало сокращать производство. А «Беларуськалий» является крупнейшим поставщиком валюты в бюджет республики.

Заявления Лукашенко являются не более чем забавной, хотя и ожидаемой попыткой политического торга, уверен Евгений Прейгерман из минского исследовательского центра «Либеральный клуб». «Чтобы понять это, достаточно взглянуть на уровень субсидирования Россией белорусской экономики, — говорит Прейгерман. — По разным оценкам, только по нефти и газу Беларусь в последние годы получала субсидии в размере 12–20%. Это интеграционный подарок, и это же главный фактор сохранения действующей в Беларуси социально-экономической и политической системы».

Аналитик центра «Движение XXI век» Петр Филатов напоминает, что именно на ТС опираются такие межгосударственные структуры, как ЕЭП и ЕврАзЭС, и, в случае выхода из Таможенного союза, Минск лишится и возможностей, связанных с этими структурами.

«Кроме того, в таком случае Россия вполне может поднять цены на нефть и газ для Белоруссии и усилить внимание к белорусской продукции со стороны российского Роспотребнадзора (уже сейчас это ведомство предъявляет претензии к качеству мясной и молочной продукции из Белоруссии. — «Газета.Ru»)», — предупреждает Филатов.

Кроме того, не стоит забывать, что ТС — это один из интеграционных проектов Кремля. Выйти из союза значит перевести отношения Минска и Москвы в разряд «холодной войны».

По словам российских экспертов, белорусский президент выбрал очень подходящее время для выставления требований России. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что в настоящее время Москва озабочена тем, чтобы не допустить евроинтеграции Украины. «Россия уже давно хочет, чтобы Украина присоединилась к Таможенному союзу, — поясняет эксперт. — А о каком присоединении может идти речь, если один из членов ТС грозит выходом?»

Симонов полагает, что Москва пойдет на уступки Минску. «Весь опыт постсоветских российско-белорусских отношений показывает: ситуация нагнетается, но в последний момент Кремль уступает, и все так или иначе решается в пользу Лукашенко», — отмечает глава ФНЭБ.

Авторы: Алексей Топалов, Денис Лавникевич (Минск)

Источник: Газета.RU, 11.10.013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики