Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Братья по оружию

Братья по оружию

В последнее время только и слышишь: как же нехорошо использовать энергетику в качестве внешнеполитического инструмента и даже оружия. Вот и на сессии ПАСЕ об этом было очень много разговоров. Тезис в общем-то спорный. В конечном счете газ на Ямале кажется более цивилизованным аргументом в отстаивании национальных интересов, чем ракеты в Польше и РЛС в Чехии. Да и выбирать нам особо не приходится. Можно, конечно, вспоминать, как во времена СССР нас все боялись и уважали. Или мечтать о том, что скоро у нас разовьются другие сегменты экономики и мы будем королями мировых инноваций. Но лучше исходить из реалий. А они таковы, что кроме нефти и газа других козырных тузов в нашей колоде нет. Значит, их и надо применять.

Понятно, что Россия шантажирует Европу. Поездка в Алжир высокопоставленной делегации накануне визитов в Россию Проди и Меркель вряд ли является случайным совпадением во времени. Два европейских политика упорно не хотят слушать свои же национальные компании, призывающие принять российские предложения, которые превратят Германию в северный центр дистрибуции российского газа, а Италию - в южный.

Да и активные заявления о поставках нефти и газа в Азию также призваны вызвать реакцию не столько в Пекине и Дели, сколько в Брюсселе, Берлине и Риме. В условиях минимального прироста добычи нефти и газа просто физически невозможно сохранить нынешний объем экспорта углеводородов в Европу и начать значимые их поставки в тот же Китай.

Говорят, что учебники считают давление неэффективной стратегией. Странно, что их не читают европейские политики. Потому что энергетику там также используют в виде оружия. Постоянные сказки об энергетической независимости, переходе на альтернативные виды топлива, выпуске автомобилей на свекольном соке, требования ратифицироватьЭнергетическую хартию, предложения по созданию в ЕС мозгового треста по энергобезопасности, рассуждения о Центральной Азии как альтернативе России - это тот же самый шантаж. Все понимают, что резкий рост поставок нефти и газа в Европу из других регионов и отказ от углеводородов - такой же бумажный тигр, как и поставки углеводородов в Азию без снижения экспорта в Европу. Возьмем свежий пример. Польша, которая громче всех возмущается строительством СЕГ, вынуждена отказаться от строительства газопровода из Дании по причине нерентабельности этого проекта.

В то же время есть совершенно удивительный пример, когда большое количество политических сложностей совершенно не мешает развиваться энергетическому бизнесу. Это Прибалтика. С одной стороны, сносят памятники, считают россиян бывшими оккупантами. С другой - транзит нефти через прибалтийские порты давно уже контролируется российскими бенефициарами. А «Газпром» имеет крупные пакеты акций в газотранспортных и газораспределительных компаниях всех трех прибалтийских стран. И никто про энергетическое оружие не говорит.

Вот и Европейскому союзу стоило бы перестать пугать различными хартиями и зелеными книгами. Ведь пока все реальные предложения по энергосотрудничеству делаются все же именно Европе. А как знать, может быть, уже через полтора года российская политическая элита и вправду начнет разворот нефтегазовых рек в сторону новых азиатских союзников.

Опубликовано: газета «Ведомости», 30 января 2007 года.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики