Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина заявляет о переплате 20 млрд долларов «Газпрому», при этом счет за недобор газа за 2013 год может составить 10 млрд долларов

Украина заявляет о переплате 20 млрд долларов «Газпрому», при этом счет за недобор газа за 2013 год может составить 10 млрд долларов

Украина с 2009 года переплатила за импортированный из России газ 20 млрд долларов, сообщил сегодня на заседании украинского правительства его глава Николай Азаров.

«В то же время эти деньги мы могли использовать для модернизации промышленности, усовершенствования системы здравоохранения или реализации инфраструктурных проектов», — сказал премьер.

Он вновь упрекнул оппозицию, лидер которой Юлия Тимошенко на посту премьера в январе 2009 года заключила газовые соглашения с РФ, в том, что именно оппоненты нынешней власти должны нести ответственность «за создание драконовских условий для экономики Украины». «Именно оппозиция провоцирует панику среди населения и не содействует улучшению ситуации в стране, преодолению серьезных экономических вызовов», — отметил Азаров.

Тем не менее, «Газпром» утверждает, что цена на газ для Украины определяется по формуле цены в соответствии с подписанным в 2009 году соглашением, и пересматривать эти договоренности российская компания не намерена.

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, недобор Украиной в 2013 году российского газа приведет к начислению ей штрафов в размере почти в 10 млрд долларов, говорится в аналитической записке Фонда национальной энергетической безопасности /ФНЭБ/.

По словам замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, «„Нафтогаз“ в очередной раз идет на нарушение условий „бери или плати“ по контракту и получит от „Газпрома“ новый счет в начале 2013 года». «По нашим оценкам, „Нафтогаз“ вряд ли сможет по итогам года закупить у „Газпрома“ более 17–18 млрд кубометров. А должен — 41,6 млрд кубометров. При среднеконтрактной цене в 410 долларов за 1 тыс кубометров недобор будет стоить под 10 млрд долларов», — добавляет эксперт.

Кроме того, ФНЭБ утверждает, что также не совсем верно заявление украинской стороны по поводу высоких цен на российский газ относительно цен по реверсу из Европы. «В начале года украинские чиновники рассказывали о том, насколько российский газ дороже, чем покупаемый через реверсные схемы. Так в феврале—марте разница достигала 36–39 долларов за 1 тыс кубометров. Но нужно понимать, что речь идет о средней цене импортного газа для Украины. А „Нафтогаз“ и Ostchem /второй крупный импортер газа на рынок Украины, подконтрольный бизнесмену Дмитрию Фирташу — прим.ред/, покупали газ у „Газпрома“ по разным ценам», — сказал Гривач.

При этом «структуры Фирташа платили больше, чем «Нафтогаз». Разница в цене в первом квартале составляла около 30 долларов. В итоге средняя цена импорта из России составляла 420 долларов. Хотя если бы весь газ приобрел «Нафтогаз», то его цена была бы на уровне 406–407 долларов и почти не отличалась бы от цены «реверсных» поставок в 390 долларов, отметил замдиректора ФНЭБ.

Согласно анализу фонда, «в начале третьего квартала /июль—август/, когда Ostchem снизил объемы импорта, а „Нафтогаз“, напротив, стал импортировать, чтобы начать заполнять ПХГ за счет газпромовского аванса, цены практически сравнялись /разница всего 4 доллара при несопоставимых объемах /реверс — кратно меньшие объемы/».

«Получается, что либерализация импорта /начало поставок газа из Европы/ привела к тому, что средняя импортная цена на российский газ для Украины выросла и была выше той, которую ранее Киев называл кабальной», — добавил Гривач.

Тимошенко отбывает 7-летнее заключение за превышение полномочий при подписании газовых соглашений с РФ. Однако оппозиция и Европа считают ее дело политическим и требуют освобождения Тимошенко. В Евросоюзе заявили, что подписание соглашения об ассоциации с Украиной, намеченное на конец ноября, зависит от судьбы лидера украинской оппозиции.

Автор: Раиса Шевченко

Источник: Бизнес-ТАСС, 23.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики