Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на газ — не главная проблема контракта «Газпрома» c Китаем

Цена на газ — не главная проблема контракта «Газпрома» c Китаем

Цена на газ не является главной проблемой контракта «Газпрома» GAZP +1,25% c Китаем — Пекин хочет получить от российского газового монополиста доступ к добычным проектам, считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Он напоминает, что переговоры «Газпром» и китайской CNPC о подписании долгосрочного контракта на поставку трубопроводного газа из РФ длятся уже около 8 лет. Последний визит российской делегации во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым принес информацию об очередном согласовании принципа ценообразования на основе формулы, привязанной к корзине нефтепродуктов.

«На моей памяти это происходит уже третий раз. Подписываем меморандум, базовые условия, получаем согласие на использование нефтяной привязки и начинаем новый круг танца с драконом. Расхожее мнение — все согласовано кроме базовой цены газа, так называемого Po, цены, по которой начнутся первые поставки газа через 3–4 года после подписания финального договора. Ее действительно нет, но, похоже, что не в ней дело», — сказал эксперт агентству «Прайм».

«Газпром» и CNPC заявляли о намерении до конца 2013 года подписать контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту. Основные условия поставок компании согласовали и подписали в начале сентября. Во вторник было объявлено, что «Газпром» и CNPC договорились о формуле цены на российский газ и обсуждают технические условия поставок.

В марте главы «Газпрома» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту поставок газа в Китай по восточному маршруту. Глава российского холдинга Алексей Миллер тогда сообщал, что «Газпром» может получить от КНР аванс под поставки газа по отводу от газопровода «Сила Сибири», которые могут начаться в 2018 году в объеме 38 миллиардов кубометров в год с возможным ростом до 60 миллиардов.

ДЕШЕВЛЕ НЕТ

Гривач напоминает, что несколько лет назад зампред правления «Газпрома», ведущий коммерческие переговоры с CNPC, уверял, что расхождение в цене с китайскими коллегами много меньше, чем писали тогда в прессе, не более 60 долларов.

Допустим, российский концерн хотел продавать газ на границе с КНР по европейским ценам, которые сейчас в среднем находятся на уровне 360–380 долларов за тысячу кубометров. Это гораздо меньше, чем цена сжиженного природного газа, импортируемого китайскими компаниями на восточное побережье (600–700 долларов за тысячу кубометров в 2012 году) и даже дешевле, чем стоит туркменский газ на западной границе Китая.

«И нет никаких оснований считать, что будущие поставки австралийского СПГ окажутся дешевле. К примеру, контракт той же PetroChina на закупку у ExxonMobil 2,25 миллиона тонн сжиженного газа ежегодно в течение 20 лет c проекта Gorgon был оценен в 41 миллиард долларов. Не сложно подсчитать, что одна тонна СПГ стоит 911 долларов, или 700 долларов за тысячу кубометров», — полагает эксперт.

КОНТРАКТ НУЖЕН ВСЕМ

По его мнению, даже политика регулирования цен на внутреннем рынке в КНР не является столь явным препятствием. Оптовая цена газа в провинциях, где у PetroChina находятся терминалы по приему СПГ (Ляонин и Цзянсу), составляла в 2012 году 560–620 долларов за тысячу кубометров. Российский газ должен прийти на северо-восток страны, газификация которого идет в настоящее время за счет импорта сжиженного газа.

К тому же минувшим летом в Китае была проведена реформа системы ценообразования. Новые потребители смогут покупать газ только по цене, привязанной к дизелю, а для «старых» проведена индексация на 14%.

«Более того, этот самый северо-восток просто-напросто задыхается без газа. Достаточно посмотреть фотографии Харбина и других крупных городов в этой части страны, которые после начала отопительного сезона окутал плотный смог. Видимость метров десять, в школах отменили занятия. Мрак, в прямом и переносном смыслах этого слова», — говорит эксперт.

«Газ нужен, цены даже с нефтяной привязкой не такие уж и высокие, внутренний рынок вполне готов даже с точки зрения конкурентоспособности газа в качестве топлива для городского хозяйства», — считает Гривач.

При этом России и «Газпрому» этот договор нужен не меньше. Это важнейшее условие развития газовой сети в Восточной части страны и настоящая диверсификация экспорта в условиях, когда главный покупатель — Европа — не хочет давать гарантий сбыта. Тем не менее, отмечает эксперт, контракт все еще не подписан, хотя любое промедление тормозит инвестиции в развитие ресурсной базы и газотранспортной инфраструктуры и, соответственно, отдаляет срок начала поставок.

В ЧЕМ ДЕЛО?

«Так в чем же проблема? Китай хочет получить от „Газпрома“ доступ к добычным проектам, стать совладельцем ресурсной базы. Это и возможность снизить эффективную цену или заработать на разнице себестоимости добычи и цены продажи газа на границе, и вопрос энергетической безопасности», — отмечает Гривач.

«Вполне разумное стремление. Вопрос в том, что предлагается взамен. Похоже, ничего, кроме самого контракта на закупку газа. Но этот контракт нужен Пекину ничуть не меньше, чем Москве. И зачем в таком случае отдавать покупателю запасы газа, не получая возможности делать бизнес на его территории?», — удивляется эксперт.

Он приводит в пример опыт «Роснефти» ROSN -0,72% и НОВАТЭКаNVTK +0,77%, которые планируют привлечь CNPC в добычу на Среднеботуобинском месторождении в Якутии и на Южно-Тамбейском месторождении («Ямал СПГ») соответственно.

«Но у них явно иные резоны, а именно борьба за право экспорта газа. „Ямал СПГ“, что называется кровь из носу, был нужен партнер и покупатель в АТР к Петербургскому форуму. Это было одно из негласных обязательств владельцев НОВАТЭКа, лоббировавших либерализацию экспорта СПГ, перед руководством страны. Китайцы оказались как нельзя, кстати. Плюс Китай охотно дает дешевое финансирование проектам, в которых участвует», — отмечает эксперт.

По его словам, будущее совместное предприятие «Роснефти» с китайской госкомпанией в Якутии тоже подразумевает далеко идущие аппаратные планы — получить аргументы для самостоятельного экспорта газа в Китай.

Источник: ИА Прайм, 24.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики