Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Рейтинг Doing Business наглядно опровергает миф о сырьевом проклятье России» (аудио)

«Рейтинг Doing Business наглядно опровергает миф о сырьевом проклятье России» (аудио)

Страна поднялась на 20 пунктов в международном рейтинге бизнес-климата. Об этом заявил Всемирный банк со ссылкой на собственное ежегодное исследование Doing Business. Рейтинг посвящен удобству ведения бизнеса и охватывает ситуацию в 189 странах. Политолог Константин Симонов считает, что результаты исследования ломают множество стереотипов. 

Россия совершила настоящий прорыв в рейтинге Doing Business: мы впервые вошли в ведущую сотню стран с благоприятными для ведения бизнеса условиями. Прибавили за год 20 позиций. Многие тут же заявили, что рейтинг этот не самый важный, хотя, помнится, раньше они же утверждали, что низкие позиции России говорят о притеснении частного бизнеса и плохих институтов. Нет, понятно, что проблем у нас хватает: и с защитой частной собственности, и с судебной системой, но все же рывок-то мы сделали, и это стоит заметить.

По критерию регистрации собственности мы уже на 17 месте, а в разделе исполнения контрактов –– даже в первой десятке. В целом, обошли и Китай, и Индию, которые часто ставят нам в пример. Вообще, данный рейтинг довольно любопытен для изучения. Прежде всего, он наглядно опровергает миф о сырьевом проклятье. Сырьевой комплекс при грамотном подходе совершенно не мешает развиваться бизнесу. Это, собственно, доказала и Россия своим рывком.

Идущие на четвертом месте Соединенные Штаты резко нарастили производство углеводорода в последнее время, шестая в рейтинге Малайзия –– крупный их экспортер. Абсолютно нефтегазовая Норвегия –– на девятом месте. На сырье делают ставку и Австралия, идущая одиннадцатой, и Канада, она на 19 месте. В тридцатке –– Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, причем обе страны выше Японии или Швейцарии.

Также мы видим, что комфортные условия для бизнеса вполне могут создаваться в государствах с жестким политическим режимом. Тема эта, может, и не нова, но все же по-прежнему дает повод для размышлений. На первом месте в рейтинге –– Сингапур, на втором –– Гонконг, управление которым осуществляет Китай, да и других авторитарных стран в тридцатке хватает, хотя, конечно, демократий намного больше.

Ну, и, наконец, последнее скромное наблюдение: может быть и так, что условия для бизнеса вроде бы хорошие, а бизнеса все равно нет, ну не приходят инвесторы. Яркий пример –– Грузия, попавшая в десятку. Была бы там экономика, не было бы такого раздражения властью, что проявилось и на недавних президентских выборах. К нам же, что ни говори, интерес инвесторов сохраняется, пусть даже мы только сейчас вошли в первую рейтинговую сотню. Ну да это, явно, не предел. Хотя уже и текущий прогресс, надеемся, будет по достоинству оценен капиталистами.

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики