Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Инициатива «Газпрома» может оставить ряд регионов без газа

Инициатива «Газпрома» может оставить ряд регионов без газа

Из-за многомиллиардных долгов за газ поставки населению могут быть переведены на авансовую схему. Однако у управляющих компаний, которые власти считают основными виновниками неплатежей, просто нет денег для того, чтобы платить авансом поставщикам. Из-за этого новая инициатива может привести к тому, что при сохранении задолженностей ряд регионов останется без газа.

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев во вторник на селекторном совещании по долгам за газ сообщил, что общая сумма задолженностей к данному моменту достигла 100 млрд руб., причем 45,3 млрд из них — это деньги, не поступившие от населения. Медведев заявил, что государство должно обеспечить условия для 100%-ного сбора платежей.

«Все должны осознать, что всепрощения за долги или газового коммунизма в будущем не будет», — предупредил премьер.

При этом Медведев отметил: необходимо внести в законодательство изменения, позволяющие прикрыть лазейки, которыми пользуются недобросовестные плательщик. Для них, по словам Медведева, может быть введено ограничение газоснабжения.

Глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что в ряде регионов используется одна и та же схема, когда управляющие компании собирают деньги с добросовестных потребителей газа и уводят их на свои офшорные счета, то есть фактически занимаются хищением. По словам главы МВД, по таким фактам возбуждены уголовные дела, в частности в Твери и Дагестане.

Медведев призвал довести все заведенные дела до конца, но при этом отметил, что полностью отказаться от услуг управляющих компаний государство не сможет. «Но нам должно быть ясно, что они делают, какова ситуация там», — подчеркнул премьер-министр.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер, в свою очередь, назвал регионы с низкой платежной дисциплиной: Северо-Кавказский, Приволжский, Южный и Центральный федеральный округа. Миллер считает, что необходимо ввести авансовые платежи за газ для населения. По его словам, такая практика распространена в ряде стран Восточной Европы и Прибалтики.

Что касается неплательщиков из числа промпотребителей, Дмитрий Медведев обратился к главе Колокольцеву с просьбой обратить внимание на крупнейших должников — энергетическую компанию ТГК-2 и структуры Министерства обороны, задолжавших 6,8 млрд руб. и 2,9 млрд руб. соответственно. Представитель ТГК-2 не комментирует ситуацию, пресс-служба Минобороны не смогла оперативно предоставить комментарий. Источник «Газеты.Ru», близкий к генкомпании, указывает, что проблема значительно шире — «наибольшие суммы долгов приходится на управляющие компании, а технически с них сложнее взыскать задолженность — таких потребителей не отключить». Необходимо прописать в законодательстве более жесткие санкции для управляющих компаний-неплательщиков, предлагает он.

«Наличие управляющих компаний прописано в законодательстве, отказаться от них будет сложно, — комментирует заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — С другой стороны, компании показали себя нестабильными, ненадежными посредниками — в них оседают деньги, которые платит население, но зачастую эти средства до поставщика не доходят, компании уходят с рынка, объявляют себя банкротами, и деньги пропадают». По словам Гривача, бороться с этим чисто правоохранительными методами не удается, нужно вводить и экономические. Если система авансовых платежей будет применена, компаниям придется изыскивать средства для авансирования закупок газа. Для некоторых проще окажется уйти с рынка. «Но это необходимо, чтобы очистить сектор от ненадежных посредников и мошенников», — говорит Гривач.

В одной из УК ЖКХ Московской области заявили, что компании просто не смогут перейти на авансовую систему.

«У нас действительно очень большие долги, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Неплатежи населения составляют до 50%, причем многие задолженности уходят корнями еще во времена СССР. Нам будет просто негде взять денег на авансовые выплаты».

Правительство, судя по всему, такой сценарий развития событий уже рассматривает. «Те, у кого эта задолженность будет сохраняться, будьте любезны, выходите к населению и объясняйте, что из-за того, что вы не сумели правильным образом распорядиться деньгами, и из-за того, что у вас сохраняется задолженность, программа газификации будет свернута», — заявил Дмитрий Медведев.

Источник в газовой отрасли говорит, что финансирование авансовых платежей, хотя бы на первых порах, должно обеспечиваться федеральным либо региональными бюджетами. «Однако я не вижу, что помешает недобросовестным компаниями присвоить и эти деньги», — говорит источник. Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что «Газпром» сейчас использует весь свой ресурс для получения любых возможных средств. Дело в том, что российские власти готовятся со следующего года заморозить тарифы естественных монополий. В середине сентября «Газпром» заявлял, что его потери в связи с этим составят 510 млрд руб. выручки, что снизит капитальные вложения компании на 52 млрд руб., а поступления в бюджет — более чем на 120 млрд руб.

Но вместо того, чтобы сократить инвестиции, как раз во вторник совет директоров «Газпрома» принял решение об увеличении инвестпрограммы на текущий год на 320,7 млрд руб., до 1,026 трлн руб. (около $31,4 млрд). При этом объем капитальных вложений составит 782,1 млрд руб. (что на 123,65 млрд руб больше по сравнению с программой, утвержденной в декабре 2012 года).

Впрочем, если сравнивать год к году, инвестпрограмма «Газпрома» действительно снизилась. В 2012 году компания инвестировала в общей сложности около $43 млрд. «Повышение было плановым, не исключено, что инвестпрограмма еще будет расти», — говорит Андрей Полищук из Райффайзенбанка.

Авторы: Алексей Топалов, Ольга Алексеева

Источник: Газета.RU, 29.10.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики