Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной всадник без головы

Нефтяной всадник без головы

Нефтегазовая отрасль живет сама по себе, не имея какого-то ясного центра управления

Игорь Шувалов сказал, что не будет у нас никаких инноваций, покуда нефть дорогая. Самое смешное, что это происходит на фоне беспрецедентного роста добычи газа и нефти в США, который не мешает там развитию других отраслей.

Но у нас продолжают искать источник бед в нефти. Считая, что лучший способ бороться с ней — еще увеличить налоги. Минфин говорит о налоговом маневре, рассказывая, что нигде в мире не используется экспортная пошлина. Когда же отрасль предлагает взять из мировой практики идею налогообложения выручки, наступает пауза. Это ведь не позволит забрать у нефтяников за три года дополнительно 175 млрд руб.

Ясно, что «ножницы Кудрина» будут лежать в портфеле любого российского министра финансов. Однако удивительно, что государство при этом продолжает плодить различные стратегии, где ведет речь о росте производства нефти и газа. Правда, все эти бумаги в компаниях мало кто читает. И отрасль живет скорее сама по себе, не имея какого-то ясного центра управления. Что приводит к полному непониманию стратегической государственной линии. Скажем, на что будет сделана ставка в среднесрочной перспективе? Сначала говорили про Восточную Сибирь. Потом все кинулись на шельф и даже разработали весьма льготный проект налогообложения шельфовых проектов. Но стоило ему добраться до Думы, как все задумались о нетрадиционной нефти Западной Сибири.

Добыча же в Восточной Сибири, о которой грезили много лет, продолжает отставать от стремительно набираемых нами экспортных обязательств перед Китаем. Вопрос о выгодности для бюджета роста экспорта в Китай мы задавали еще много лет назад. Сегодня поставки по ВСТО для компаний на порядок выгоднее экспорта на Запад. Это автоматически означает потери для бюджета, особенно если учесть, что на Восток мы уже отправляем нефть, добываемую в Западной Сибири. Только «Роснефть» набрала таких обязательств перед Китаем, что ее поставки в эту страну в 2018 г. должны превысить 55 млн т. И еще явно не вечер.

По подписанным в 2013 г. контрактам «Роснефть» получит более $80 млрд предоплаты. Деньги эти идут не столько на ее новые проекты, сколько на поглощения. В итоге мы видим удивительные картины вроде борьбы за пакеты акций в «Северэнергии», в которой участвуют государственные компании «Роснефть» и «Газпром нефть». А выиграют итальянские акционеры.

Даже государственные компании в России грызут друг друга. Вот свеженький пример. «Газпром» ведет долгие переговоры с Китаем о поставках газа. Судя по тому, что Китай заключает долгосрочные контракты на поставку СПГ по $700 и выше, шанс склонить его к более выгодной цене есть. И тут «Роснефть» создает СП с CNPC по разработке Среднеботуобинского месторождения. Далее несложно предположить, что китайцы потребуют у «Газпрома» либо скидки, либо доли в восточных проектах, а «Роснефть» у Путина — права трубопроводного экспорта в Китай. Понятно, что у отдельно взятой компании есть собственные интересы. Вопрос в том, есть ли они у государства.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики