Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полной и объективной картины по износу в теплоснабжении фактически не существует

Полной и объективной картины по износу в теплоснабжении фактически не существует

Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности:

В ряде населенных пунктов страны уже начался подобный рост популярности автономного теплоснабжения. Происходит это потому, что в ряде мест теряется система центрального теплоснабжения, инфраструктура разрушается. Уровень тарифов для ее восстановления не достаточен. Денег же на это нет ни у коммунальщиков, ни у муниципальных властей. В городе Пугачев, который прославился выступлениями против представителей кавказских национальностей, напряжение в обществе было вызвано и тем, что они остались без центрального теплоснабжения. Им пришлось перейти на автономный вариант теплоснабжения. Пример с Пугачевым показательный – это перспектива для всей страны. И я разделяю опасения авторов доклада. Износ, о котором в нем говорится, – это не выдуманный процесс, а реальность.

Еще один из признаков негативной ситуации с инфраструктурой – отсутствие цифр по износу в теплоснабжении. Одно ведомство называет свои цифры, другое – свои, а полной и объективной картины фактически не существует. Это как раз показатель того, насколько сложная сложилась ситуация.

Что касается перспектив отечественного машиностроения в этой связи, то я надеюсь, что меры правительства, предпринимаемые в последние месяцы Минэнерго для запуска реформы теплоснабжения, приведут к позитивным результатам. Если все-таки будет запущен процесс положительных преобразований, то это даст определенный толчок и отечественному машиностроению.

Один из барьеров на пути преобразований заключается в том, что тарифы зачастую находятся ниже экономически обоснованного уровня. Долгие годы у нас в стране тарифы на газ, которые составляют основную долю издержек при производстве тепла, росли более высокими темпами, чем тарифы на электроэнергию и тепло. По аналогии с «ножницами Кудрина» я бы назвал это положение «ножницами Миллера», в результате чего теплоснабжающие предприятия оказались в не очень хорошем положении. Из тарифов они не могут черпать ресурсы для модернизации, потому что тарифы искусственно сдерживались для недопущения социально-политических последствий. При этом инфраструктура приходила в упадок. Где взять деньги на ее реновацию, не понятно.

Что касается соцнорм, то в электроэнергетике с ними все более-менее понятно – есть счетчики, а в теплоснабжении не все так просто, так как в каждый дом счетчик не поставишь. Для теплоснабжения соцнормы не станут панацеей. Выходом могут стать следующие меры – устранение политической составляющей при расчете тарифов. Для сдерживания социального недовольства государство и муниципалитеты должны предпринимать конкретные шаги – помогать малоимущим, давать какие-то льготы. Другой шаг вперед – это запуск государством системы финансирования проектов по модернизации в сфере теплоснабжения с использованием внебюджетных источников. В прошлом году много говорилось о том, что средства резервного и пенсионного фондов нужно использовать для крупных инфраструктурных проектов. Но в итоге в качестве таких проектов были выбраны сомнительные, на мой взгляд, идеи строительства портов, дороги Москва-Казань и пр. На самом деле наиболее продуктивно было бы использовать данные средства для модернизации теплоснабжающей инфраструктуры. Эти деньги были бы стопроцентно возвратными без риска для людей не получить через годы свою пенсию, и мы провели бы столь необходимую в наших климатических условиях модернизацию теплоснабжения. Один из мощных факторов повышения тарифов – это стоимость привлечения капитала в проекты по модернизации инфраструктуры. Именно государство могло бы снизить планку стоимости привлечения инвестиций как раз через привлечение собственных средств. Это позволило бы вполне успешно бороться с тарифами.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 05.11.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики