Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Думаю, решение принято, и этот законопроект пройдет еще к Новому году. Тем более что есть распоряжение президента Владимира Путина от 15 октября, в котором Минэнерго поручается разработать систему выдачи разрешений на экспорт СПГ. Фактически уже готовятся к тому, что эти разрешения будут выдавать.

Для Газпрома конъюнктурно ничего не поменяется. У нас сегодня более-менее реальных негазпромовских проекта только два — «Ямал СПГ» и «Сахалин-1». И оба эти проекта в этом законе не нуждаются. Проект «Ямал СПГ» имел уникальное агентское соглашение с Газпромом, которое позволяло ему самостоятельно продавать газ, единственное — Газпром должен был заниматься таможенным оформлением, но затем передавать газ акционерам «Ямал СПГ» и они сами уже могли этот газ продавать. И мы видим, что сейчас НОВАТЭК, например, торгует газом «Ямал СПГ», заключает контракты, хотя закона еще нет. Уже заключен контракт с BP, завершается подписание контракта с китайцами, а на прошлой неделе заключен контракт еще и с испанской Fenosa. Уже до принятия закона полным ходом идет контрактование этих объемов.

Что касается «Сахалина-1», проект выведен за рамки действующего закона об экспорте газа. Хоть сейчас можно начинать экспорт. Эти два проекта уже и так были на особом положении, и закон здесь ничего не поменяет.

Что касается арктических проектов, то это дело даже, наверное, не ближайшего десятилетия. Поэтому здесь каких-то проблем для Газпрома нет.

До конца не ясно, каким образом Газпром будет выходить на европейский рынок с тем же проектом «Ямал СПГ». Известно, что Путин поручил сделать так, чтобы наш газ не конкурировал с нашим же газом. Это принципиальный вопрос, чтобы российские компании не воевали друг с другом на внешнем рынке. Эта конкуренция, которая идет во вред нам. И пока этот вопрос не решен. В проекте закона есть идея Минэнерго о введении системы мониторинга контрактов, но эта система ничего не дает. Трейдинг СПГ — это вещь специфическая, зачастую заключается контракт с трейдером, который вообще не может дать гарантий, на какой рынок в конечном итоге придет этот газ. То есть вы заключили контракт, а трейдер сам потом будет этот газ пристраивать. Нет понимания того, в каком месте этот газ физически окажется. В этом смысле мониторинг ничего не даст. Это главная проблема. Пока как развести интересы Газпрома, НОВАТЭКа и Роснефти, не ясно.

Но при этом мы знаем позицию Путина, что трубопроводный экспорт пока либерализован не будет. Думаю, что для Газпрома это самое главное, и Газпром готов согласиться с тем, что экспорт СПГ будет либерализован. Главное для него сохранить монополию на экспорт по трубе. И это, я считаю, правильно, потому что, собственно, нас подталкивают к этой либерализации европейцы, которые, конечно, хотят конкуренции Газпрома с тем же НОВАТЭКом. Но нам-то это зачем? Нам это совершенно не нужно.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 07.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики