Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украину давят долгом

Украину давят долгом

«Газпром» «вспомнил» о штрафных санкциях в отношении Украины, о которых предупреждал еще в начале года. Цена вопроса с тех пор выросла на треть и составляет $10 млрд. Отчасти в претензиях виновато само украинское руководство, позволившее структурам бизнесмена Дмитрия Фирташа вытеснить с рынка государственный «Нафтогаз».

«Газпром» готовит иск в Стокгольмский арбитражный суд на $10 млрд против «Нафтогаза Украины». Об этом в четверг заявил руководитель украинской Партии регионов Александр Ефремов. По его словам, речь идет о штрафах за недобор газа в 2012 году.

«Вы вдумайтесь, штрафные санкции выставляются под 300% годовых», — подчеркнул депутат.

«Газпром» ситуацию не комментирует. Монополия еще в начале 2013 года заявила, что претензии за неотобранный в предыдущем году газ составляют $7 млрд. По контракту, заключенному в 2009 году до 2019 года, «Нафтогаз Украины» обязан отбирать не менее 42,5 млрд кубометров российского газа в год (принцип «бери или плати»). Однако в 2012-м Киев приобрел лишь 60% от этих объемов — 24,9 млрд кубов. Украина в ответ на требования заявила, что выплачивать штрафы не намерена. При этом в начале года «Нафтогаз» говорил, что в случае, если дело дойдет до судебного разбирательства, компании потребуется поддержка госбюджета.

«Газпром» однако подавать в суд не торопился. Российские политологи ранее отмечали, что такая несвойственная «Газпрому» нерешительность может быть связана с тем, что российская монополия до сих пор не слишком уверенно чувствует себя в международных судах. Прошлой осенью «Газпром» проиграл в Венском суде чешской RWE Transgas, причем вопрос касался именно принципа «бери-или-плати». Истец добился права закупать меньше газа, чем определено по контракту, без применения штрафных санкций.

В начале октября 2013 года тему судебных разбирательств поднял уже украинский премьер-министр Николай Азаров. «Если Россия считает, что мы чем-то нарушили контракт, то пускай обращается в суд, — заявил премьер в эфире телеканала «Россия 24». — И вот там мы будем доказывать, что этот контракт — нонсенс для международного права, что он абсолютно абсурден».

Советник юрфирмы Lidings Сергей Патракеев отмечает, что Стокгольмский арбитраж при рассмотрении дела руководствуется как текстом оспариваемового договора, так и поведением сторон, определяя, является ли то или иное поведение соответствующим не только букве, но и духу соглашения.

«Учитывая, что «Нафтогаз» с 2009 года исполнял договор, принимая, таким образом, как данное действительность и обязательность такого договора, вряд ли арбитры в Стокгольме теперь воспримут аргументы в пользу того, что сам договор является нонсенсом», — говорит юрист.

Средства на оплату задолженности в случае проигрыша в суде Украине взять будет неоткуда. По оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor's, чистый долг украинского правительства в 2014 году увеличится с нынешних 34% ВВП до 40%. Около 52% всего объема долга номинировано в иностранной валюте, так что Украине, судя по всему, придется брать новые кредиты на погашение обязательств по ранее взятым займам. Если в 2010 году соотношение госдолга и золотовалютных резервов составляло примерно 1:1, то на начало текущего года долг превышал резервы более чем в 1,5 раза. Между тем украинская экономика вот уже три года переживает стагнацию: ее ВВП растет со скоростью 1–2% в год, а в последние шесть месяцев и вовсе стоит на месте.

Эксперты связывают новый акт «долговой драмы» с намерением Киева подписать 28 ноября соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, в то время как Россия хотела бы участия Киева в Таможенном союзе. Предыдущим шагом было заявление «Газпрома» о долге в $882 млн (речь идет о неоплаченных поставках в августе). Глава монополии Алексей Миллер заявил тогда, что в случае невыплаты долга поставки газа будут переведены на авансовую схему.

С начала недели Украина начала выплачивать августовский долг, и теперь «Газпром» вспомнил о проблеме, которая появилась еще в начале года. «С одной стороны, Россия демонстрирует свои возможности давления в преддверии подписания соглашения об ассоциации Украины с Европой, — комментирует политолог Николай Петров. — С другой — это дает Украине возможность маневра. В том плане, что, если Янукович все же решит отказаться от евроинтеграции, у него будет достойное оправдание — вполне понятное нежелание портить отношения с Россией, которая может потребовать $10 млрд».

По словам отраслевых экспертов, в сложившейся ситуации по большей части виноваты сами украинские власти. Именно с их подачи государственный «Нафтогаз» вытесняется с рынка, а его клиенты переходят к частным компаниям, в первую очередь Ostchem украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа. Эта компания уже получила промышленных потребителей газа, которые считаются единственными платежеспособными клиентами на Украине.

В четверг «Коммерсантъ — Украина» со ссылкой на телеканал Business сообщил, что Дмитрий Фирташ объединяет в единую структуру газораспределительные активы, в которых имеет долю его компания Group DF. До середины 2014 года все областные газовые управления, принадлежащие Фирташу, будут объединены. В настоящее время Group DF готовит документацию по консолидации облгазов для Антимонопольного комитета.

«Это укладывается в канву общей ситуации на украинском газовом рынке, — комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Частники во главе с Фирташем выдавливают «Нафтогаз» с рынка, в результате чего компания становится неплатежеспособной»

Гривач напомнил, что в прошлом году «Газпром» готов был снизить планку «бери-или-плати» до 33 млрд кубометров. Однако соответствующей заявки от «Нафтогаза» не поступило. Госкомпания приобрела около 25 млрд кубов, зато 8 млрд кубометров закупили структуры Фирташа. Если бы все эти объемы законтрактовал «Нафтогаз», никаких претензий по недобору к нему бы не было.

«С начала января по конец сентября текущего года «Нафтогаз» закупил 7,7 млрд кубометров российского газа, в то время как компания Фирташа — 10 млрд кубометров, — рассказывает замглавы ФНЭБ. — Такова энергетическая политика украинских властей».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 07.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики