Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В товарищах согласья нет? Последствия разногласий США и саудитов

В товарищах согласья нет? Последствия разногласий США и саудитов

В последних заявлениях мировых организаций, «ответственных» за статистику, всплыли противоречия между США и OPEC (в лице Саудовской Аравии) 

Разногласий, впрочем, можно было ожидать, учитывая непростые отношения между стратегическими союзниками, США и саудитами, за всю их новейшую историю, а также политический фон на Ближнем Востоке. 

Статистика знает 
 
В конце октября Международное энергетическое агентство (IEA) выступило с прогнозом, в котором утверждает, что добыча сланцевой нефти в США грозит серьезной конкуренцией другим ведущим поставщикам сырья. Напомним, что США в этом году уже вышли на уровень совокупной добычи нефти и газа, равный 22 млн баррелей н. э. в сутки (кстати, обойдя по данному показателю Россию). Что касается собственно нефти, то в 2013 году ее добыча в Штатах обещает вырасти на 14% по сравнению с предыдущим годом до более чем 7,3 млн барр/сут, а в 2014 году — до 7,9 млн барр/ сут (эти данные приводит уже американская Energy Information Administration). 
 
Напоминают аналитики и впечатляющую динамику сокращения импорта нефти в США. По итогам 2012 года страна снизила этот показатель на 5% – до 8,5 млн барр/сут, что является минимальным уровнем за последние 15 лет, в 2014 году импорт снизится до 6 млн барр/сут. Если посмотреть на прогнозы по изменению структуры американского импорта, то они будут также не в пользу OPEC. Около 75% импорта нефти США в 2012 году пришлось (в порядке убывания) на Канаду, Саудовскую Аравию, Мексику, Венесуэлу и Ирак. Прогнозируется, что Канада (доля которой в импорте США составляет уже около 30%) в будущем увеличит свой «кусок пирога».
 
МЭА считает, что «сланцевая революция» в перспективе до 2018 года будет фундаментальным фактором для мирового рынка. Североамериканское сырье станет основным источником удовлетворения роста мирового спроса, а большинству стран OPEC, в том числе Саудовской Аравии и Ирану, придется сократить добычу, чтобы не вызвать перенасыщение рынка. 
 
Неудивительно, что прямо вслед за столь громкими заявлением OPEC поспешили дать ответ. Генсек организации Абдалла Салем эль-Бадри заявил, что ни добыча сланцевых углеводородов в США, ни развитие альтернативной энергетики не смогут составить серьезной конкуренции традиционным нефти и газу. Мировой спрос на энергоносители к 2035 году вырастет более чем наполовину от нынешних объемов потребления (до 380 млн барр н. э.). В соответствии с такими прогнозами страны картеля готовятся к введению в работу более ста новых проектов добычи углеводородов с огромным объемом инвестиций — от $35 млрд до $40 млрд в год. 
 
Осенняя гроза 
 
Наблюдатели поспешили отметить, что подобные заявления двух мировых организаций, «отвечающих» за нефтегазовую статистику и прогнозы, сделаны на фоне «политической облачности», если не «грозы» в отношениях между США и Саудовской Аравией. Так, саудиты были крайне недовольны тем, что США в сентябре отказались наносить военный удар по Сирии, резко изменив курс и договорившись с Россией об инициировании переговорного процесса. Рассердило традиционного ближневосточного партнера Штатов и наметившееся потепление в отношениях США и Ирана с демонстративным рукопожатием глав внешнеполитических ведомств. Остроты блюду добавил октябрьский отказ Саудовской Аравии от места непостоянного члена в Совбезе ООН и обвинения в адрес международной организации в двойных стандартах и неэффективности. Но тут, видимо, действующие лица почувствовали, что нужно подсластить пилюлю, и Джон Керри поспешил с визитом в Эр-Рияд, сделав 5 ноября совместное заявление с министром иностранных дел королевства принцем Саудом аль-Фейсалом о том, что страны «сохраняют стратегическое партнерство и продолжают обсуждать все ближневосточные проблемы». Правда, саудовский дипломат не преминул еще раз высказаться за интервенцию в Сирии. 
 
Саудовской Аравии, несмотря на всю ее риторику, не выгодно слишком ухудшать отношения с США в условиях сегодняшней нестабильности в регионе — таково мнение генерального директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. У самих саудитов дома далеко не все спокойно, в том числе из-за большого числа мигрантов. 
 
Новый уклад, новые вопросы
 
Можно задаться еще целым рядом вопросов. Не стремятся ли Соединенные Штаты в какой-то мере уйти от ближневосточных проблем, весьма болезненных для избирателей? Возможно, Штаты намерены перенести акцент своих геополитических усилий на другой регион, в частности на АТР, где не прекращается рост спроса на углеводороды? 
С другой стороны, угроза «сланцевой нефтяной революции» для бизнеса ближневосточных нефтяников весьма серьезна, саудитам надо срочно решать, куда сбывать нефть. 
 
Тем временем США умело используют «сланцевый фактор» в политической игре с крупнейшим производителем OPEC, так же как фактор сланцевого газа — с Россией, считает Симонов. Нетрудно увидеть в этой связи и новые угрозы для России, «свободная» арабская нефть может стать конкурентом Urals в Европе. Однако чересчур лоббируя свою «сланцевую революцию», США одновременно подтачивают ее эффект — при оценочной себестоимости этой нефти порядка $80 за баррель им невыгоден переизбыток сырья на мировом рынке, ведущий к падению цен ниже $100. 
 
Вопросов много, но пока — без ответов. Одно ясно: нюансы отношений между «заклятыми друзьями» останутся в ближайшем будущем серьезным фактором беспокойства.
 
Автор: Илья Альков
 
Источник: Oil&Gas Journal, 11.11.2013

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики