Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа возвращается в угольно-каменный век

Европа возвращается в угольно-каменный век

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Увеличение доли угольных электростанций в генерации электричества в Германии - это следствие недальновидной и противоречивой политики, которая вступила в противоречие со здравым смыслом. В итоге огромные субсидии, которые европейцы, в частности Германия, отправляли на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и на достижения экологического плана последнего времени были лихо девальвированы тем, что вместо наращивания объемов использования природного газа, как более экологичного, вынуждены отапливаться углем.

Если сложить субсидии, вложения и льготы, выделенные для ВИЭ, которые можно наполовину заменить газом, то даже использование в этом случае угля по 80 долларов за тонну было бы невыгодно. С использование природного газа удалось бы достичь и экологических задач, и экономических. 

Оголтелая ставка на ВИЭ в условиях кризиса, когда невозможно поддержать изначальный уровень субсидирования, и уж тем более распространить на все европейское сообщество, которое сильно различается по финансовым возможностям приводит к тому, что даже в Германии приходится заниматься реабилитацией угля и ставить крест на всех предыдущих экологических потугах. Напомню, что цена на уголь обвалилась после того, как американцы перестали его у себя на электростанциях использовать и заменили газом. Китай сейчас тоже занимается увеличением доли газа в энергобалансе, понимая, что экологическая ситуация в стране вышла из-под контроля и за пределы разумного. С началом отопительного сезона в северо-восточных провинциях происходит экологическая катастрофа – смог покрывает города так, что отменяют занятия в школах. Причем ситуация в Европе доходит до абсурда – они демонтируют и продают за бесценок свои газовые станции китайцам, которые интенсивно переходят на газ по выше озвученным причинам. И китайцы не считают зазорным платить по 700 долларов за СПГ или 400 – за газ из Туркмении.

Европейцы же предпочитают экономить и платить 80 долларов за уголь, купленный в Колумбии или России. По приросту угольного импорта в ЕЭС третье место после них занимают США. Таким образом сейчас происходит дегазификация Европы и возвращение ее в угольно-каменный век. При этом европейцам не дает покоя успех США в освоении месторождений сланцевого газа и они завидуют, не понимая, что заселенность и протяженность такой малозаселенной территории в Штатах другие. Основная добыча ведь происходит в не густозаселенном Техасе и практически незаселенной Северной Дакоте, а также в Пенсильвании с ее вековой традицией добычи нефти и газа (оттуда собственно и началось промышленное мировое освоение нефтяных месторождений в 19 веке). Там совершенно другие нормы регулирования, да и вопросы экологии в американском обществе не являются приоритетными. Люди получают прибыль от того, что являются владельцами недр. За возможность получить ренту с добычи они закрывают глаза на противоречивость и рискованность технологий при добыче сланцевого газа. В Европе же собственником земли и ее недр является государство, а люди получают лишь какие-то опосредованные средства от этого, поэтому они более сосредоточены на вопросах экологии и качестве жизни. Плюс плотность населения, застройки, инфраструктуры там другая. То есть европейцам после возвращения к углю не хватает только убить свою экологию сланцевой добычей. Помимо загрязнения грунтовых вод происходит ведь еще и значительные выбросы метана, и он не такой безобидный, как СО2. На ограниченной площади с высокой плотностью населения такие выбросы могут привести и к маленькому Чернобылю. Но в Европе довольно сильное экологическое лобби, поэтому там навряд ли удастся наладить добычу сланцевого газа. Причем против использования угля «зеленые» протестуют меньше, чем против сланцевой добычи, выбросы от использования угля для них, видимо, менее актуальны, чем загрязнение грунтовых вод.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 15.11.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики