Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток»: Дан старт строительству в Сербии

«Южный поток»: Дан старт строительству в Сербии

Россия и Сербия начали совместное строительство сербского отрезка газопровода «Южный поток». Символическая сварка состоялась в воскресенье вечером в районе населённых пунктов Ковиль и Шайкаш, в 80-ти километрах к северу от Белграда.

Стоимость сербского отрезка «Южного потока», по последним данным, составит порядка 1,9 млрд евро. Его планируемая протяжённость — 420 километров, пропускная способность — 40 млрд кубометров в год. Об этом говорится в сообщении «Газпрома».

«Южный поток» навсегда ликвидирует транзитные риски и обеспечит стабильные, надёжные, гарантированные поставки российского газа потребителям в Сербии и в Европе», — сказал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он напомнил также, что трансъевропейская газотранспортная система обеспечит российским газом десятки тысяч европейских потребителей, кроме того, положительно изменит энергетическую карту континента и станет неотъемлемым элементом системы энергобезопасности Европейского союза.

Что касается непосредственно Сербии, то строительство газопровода придаст значительный импульс развитию всей газотранспортной системы и превратит страну в крупный центр транзита, хранения и распределения газа общеевропейского значения, подчеркнул Миллер. «Южный поток», по его словам, ускорит интеграционные и экономические процессы в регионе, привлечёт в Сербию более 1,5 миллиардов евро прямых инвестиций и создаст на период строительства более 2,5 тысяч рабочих мест.

Отметим, что с этой трактовкой в Белграде полностью согласны. Как заявил премьер-министр Сербии Ивица Дачич, «Южный поток» не только обеспечит новые рабочие места, но и даст стабильность региону. Впрочем, как он тут же подчеркнул, тесные связи с Россией не повлияют на заявку страны на вступление в Европейский союз.

«Те, кто критикуют Сербию за близость и партнёрство с Россией, должны спросить себя, почему они не предложили такие же отношения Сербии?» — цитирует Дачича Associated Press. По его словам, Запад просто не проявляет интереса к этому региону.

Сербский премьер уверен, что строительство газопровода жизненно важно для энергетической безопасности Сербии, которая теперь «станет энергетическим центром». При этом Дачич отдельно отметил, что речь о «части общеевропейского проекта, это не просто русский проект».

Ещё раз напомним, что общая стоимость проекта «Южный поток» оценивают в 16 млрд евро (21,5 млрд долларов), из которых 10 млрд евро пойдут на строительство морского участка газопровода по дну Чёрного моря.

На российскую территорию приходится 230 км газопровода, на болгарскую — 220–230 км, на сербскую, как было сказано выше, — 420 км, на турецкую — 470 км. Газопровод должен начать работу в декабре 2015 года (к этому сроку запланирован ввод в строй первой нитки, а поставки газа в Европу начнутся в I квартале 2016 г.). Он будет состоять из четырёх ниток мощностью 15,75 млрд куб. м газа каждая и позволит поставлять до 63 млрд кубов газа в год в Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию, Италию, Хорватию, Македонию, Грецию и Турцию.

Весь объём газа, который «Газпром» намерен поставлять по газопроводу «Южный поток», распределён между потребителями. Самым крупным целевым рынком является итальянский рынок. Самая большая часть объёмов придёт в пункт Тарвизио (Италия — прим. ред.), отметил Миллер.

Как сказал в беседе с «Однако» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник для Сербии этот проект станет мощным толчком развития экономики, а Россия уменьшит риски, которые несёт транспортировка газа по территории Украины:

 — «Южный поток» пройдёт по территории многих стран. Это знаковое событие — сварен первый стык. Этот маршрут позволит в полной мере обеспечить транзитную независимость для поставок российского газа в Евросоюз, то есть мы сможем обходить Украину с помощью мощностей «Южного потока» и построенных двух веток Северного потока. Основополагающая миссия «Южного потока» — именно создание экспортной газовой инфраструктуры, которая позволит нивелировать те риски, с которыми Россия сталкивается последние годы из-за Украины.

А для Украины это чревато тем, что их газотранспортная система встанет — она будет невостребована. Возможно, Газпром вообще откажется от их услуг как транзитёра. Но это не ультимативный шаг, он вызван тем, что у нас не складывается переговорный процесс с Киевом. Поэтому приходится идти на весьма затратный проект. То есть если мы посмотрим, Газпром пытался и с привлечением высших лиц государства как-то добиться от Украины передачи газотранспортной системы по примеру белорусского Белтрансгаза, то есть скидки в обмен на контроль этой системы, но, к сожалению, Киев не пошёл на уступки. Градус страстей только накаляется. Но решение в виде «Южного потока» уже есть, и оно реализуется. Очень многие относились к проекту скептически. Говорили, что это затратная, трудоёмкая стройка. До последнего все гадали, отважится ли Газпром на такой шаг, полагали, что всё-таки с Украиной начнётся сближение, но шли годы… А между тем правительственные соглашения со всеми странами привели к началу строительства точки, и поворот обратно невозможен.

Что касается Сербии, как сказал её премьер-министр, здесь имеется серьёзный экономический потенциал, будут привлекаться их подрядчики к проекту. Для Сербии это капиталоёмкий процесс и в определённой степени большой импульс к развитию национальной экономики. Ну и Сербия станет одним из ключевых участников проекта.

Здесь важно заметить, хотя у нас всё прекрасно на политическом поле с Сербией, но гипотетически, если будет что-то не так, какой-то негативный сценарий, то Сербия может стать той же Украиной. Полного избавления от транзитных рисков не гарантирует никто. Полное их отсутствие у нас только с Китаем, потому что прямая поставка, через общую границу. А там, где в трубопроводной системе участвует пул стран, кто ближе к нам, те в более выгодных условиях, кто дальше, тот в менее выгодных, но для нас риски есть всегда.

В целом проект может встретить на пути реализации и работы ряд трудностей. Безусловно, будет мешать в плане окупаемости проекта «Южный поток» третий энергетический пакет, потому что если эти правила будут продолжать применяться в том виде, в котором они есть: резервация мощностей до 50% у сторонних производителей газа, которых по большому счёту нет, — это эфемерно. Это получается простой трубы 63 млрд кубов — а больше половины надо держать пустыми по правилам Третьего энергопакета. Газпром может прокачивать там только на половину мощности. Это говорит о том, что сроки окупаемости существенно возрастают. И рентабельность проекта соответственно снижается. И этот момент влияет на потенциальных инвесторов и в целом на коммерческую составляющую проекта. Кроме этого, из сложностей я могу назвать то, что проект ведь будет строиться параллельными нитками, то есть не сразу, а постепенно. И тут надо понимать, что будут инфляционные риски, так как проект не одного дня, а нескольких лет, поэтому его смета будет продолжать расти. Это тоже не совсем позитивный сигнал.

Автор: Алёна Баянова

Источник: Однако, 25.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики