Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия играет на трубе «Газпрома»

Еврокомиссия играет на трубе «Газпрома»

Еврокомиссия раскритиковала межправительственные соглашения ряда стран с «Газпромом» по строительству газопровода «Южный поток». В ведомстве считают, что условия проекта противоречат законодательству ЕС

На фоне отказа Украины подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом Еврокомиссия решила выступить на «традиционной» российской плоскости и выступила с критикой проекта газопровода «Южный поток». По словам официального представителя Еврокомиссии Марлен Хольцнер, в двусторонних соглашениях «Газпрома» с правительствами стран, по территории которых пройдет газопровод, не учтены некоторые базовые принципы газового рынка Евросоюза. Как следствие, Еврокомиссия рекомендует пересмотреть двусторонние соглашения европейских стран с российской газовой монополией.

Директор департамента энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт уточнил, к соглашениям каких стран с «Газпромом» у регулятора есть претензии: Болгария, Венгрия, Словения, Хорватия, Австрия и Греция. Примечательно, что претензии есть и к соглашению между российской газовой монополией и Сербией, хотя страна не является членом ЕС.

Идея «Южного потока» родилась еще в докризисные годы, когда экспорт газа в Европу активно рос. Но затем по мере снижения спроса на «голубое топливо» проект, как считают эксперты, принимал все более политический характер. Целью его стало избавиться от зависимости от Украины, как от основной страны-транзитера в Европу. Для этого труба пройдет по дну Черного моря через нейтральные воды от компрессорной станции «Русская» под Анапой до болгарского порта Варна. Далее газопровод пойдет через Сербию, Венгрию, и разделится на две нитки — в Австрию и Италию. Предусмотрены также отводы в Хорватию и Боснию и Герцеговину. Строительство газопровода началось в ноябре прошлого года. 

Основной пункт, против которого выступает Еврокомиссия, — фактический полный операционный контроль «Газпрома» над газопроводом. Такое положение дел противоречит идеям, заложенным в Третий энергопакет (ТЭП). «Речь о доступе третьих сторон. Мы еще раз заявляем, что газопровод должен быть доступен для третьих газовых предприятий», — пояснила Марлен Хольцнер.

Претензии у Еврокомиссии есть и по системе ценообразования. Согласно действующей концепции, цену, которую придется заплатить за использование трубы, определяет сам «Газпром». По европейскому законодательству цену предлагают независимые управляющие, а затем ее должен утвердить профильный регулятор.

«Если же они продолжат продвигаться вперед [без пересмотра соглашений — прим BFM.ru], то, вероятно, последует процедура о нарушении законодательства»,  — резюмировал представитель Еврокомиссии. Марлен Хольцнер подчеркнула, что сам факт начатого строительства газопровода не затрагивает законодательства ЕС.

«Сейчас межправительственные соглашения действительно по законодательству находятся выше, чем требования Еврокомиссии, и регулятор фактически требует пересмотра такого порядка вещей, — рассуждает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Если такой шаг все же будет сделан, то он станет прецедентом не только для «Газпрома», но и для всей Европы. Получится, что полномочия национальных правительств меньше чем у Еврокомиссии, что наверняка вызовет жесткую критику у целого ряда государств».

«Газпром» уже не первый раз сталкивается со сложностями в Европе из-за введения ТЭП. Представители компании и чиновники российских дипломатических ведомств неоднократно заявляли, что документ направлен именно против России и «Газпрома». 

Но несмотря на неприязнь к ТЭПу, вплоть до последнего времени газовому гиганту удавалось находить компромиссы с европейскими чиновниками. Например, этой осенью «Газпром» договорился о порядке использования немецкого газопровода OPAL. Предполагается, что российский монополист будет использовать трубу лишь наполовину, а свободные объемы будут выставляться на аукцион.

С представителем «Газпрома» связаться не удалось.

Источник: BFM.RU, 06.12.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики