Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Создание консорциума по ГТС Украины может столкнуться с юридическими трудностями на уровне ЕС, считают эксперты

Создание консорциума по ГТС Украины может столкнуться с юридическими трудностями на уровне ЕС, считают эксперты

По мнению экспертов, одной из основных тем в сфере энергетического сотрудничества России и Украины в 2014 г. станет транзит газа через Украину и создание консорциума по управлению газотранспортной системой (ГТС) страны. Такую точку зрения они высказали в ходе видеомоста Москва-Киев «Россия-Украина-ЕС: сотрудничество в сфере энергетики». При этом, по их словам, возможное создание консорциума по управлению ГТС может столкнуться с юридическими трудностями на уровне Европейского союза.

Независимый украинский эксперт Валентин Землянский в ходе видеомоста высказал мнение, что большое влияние на возможную схему управления ГТС Украины окажет имплементация страной «третьего энергетического пакета» Европейского союза. По мнению генерального директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, имплементация Украиной «третьего энергопакета» сведет на нет тему транзита российского газа по ГТС Украины. «Единственный вариант, при котором Украина сохраняет транзит после строительства „Южного потока“ в полном объеме, — это если „Южный поток“ и „Северный поток“ не будут заполнены на 100%, то есть когда будут применены жесткие нормы „третьего энергопакета“ и 50% в „Южном потоке“ придется резервировать под других поставщиков, например, Азербайджан или Узбекистан», — считает К.Симонов.

Профессор кафедры международного нефтегазового бизнеса Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина Андрей Конопляник считает, что своего рода «точка невозврата» для Украины уже пройдена и страна не откажется от имплементации «третьего энергопакета». При этом, по мнению эксперта, возможность создания консорциума по управлению ГТС страны сохраняется. В частности, с европейской стороны в управлении консорциумом, если он будет создан, могут участвовать европейские финансовые институты.

«Как показывает практика того же „Южного потока“, опыт строительства „Северного потока“ и опыт переговоров с Еврокомиссией по проекту OPAL (продолжение „Северного потока“ в Германии — РБК), изъятие из „третьего энергопакета“ вполне возможно. Это все вопрос переговоров», — отметил В.Землянский. По его мнению, в консорциуме по управлению украинской ГТС с одной стороны может выступать сама Украина, с другой — российско-германское совместное предприятие. «Таким образом, Германия будет выступать в качестве определенного адвоката и лоббистом по проекту трехстороннего консорциума на территории Украины для выведения украинской газотранспортной системы из-под действия „третьего энергопакета“», — считает эксперт.

Идея создания консорциума по управлению украинской ГТС безуспешно обсуждается примерно с 2003 г. Звучат идеи создания как двустороннего (Россия-Украина), так и трехстороннего (Россия-Украина-ЕС) консорциума. Украина ранее подписала соглашение о Европейском энергетическом сообществе, которое обязует ее следовать нормам энергетического законодательства ЕС, в том числе «третьего энергопакета».

«Третий энергетический пакет» Европейского союза предполагает, в частности, что одна компания не может являться поставщиком газа и управлять при этом газотранспортной системой, эти функции должны быть разделены.

17 декабря 2013 г. между РФ и Украиной было подписано дополнение к газовому контракту, которое предусматривает цену на газ для Украины на уровне 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м (ранее цена составляла примерно 400 долл. за 1 тыс. куб. м). Таким образом, был достигнут успех по итогам переговоров о снижении цены газа для Украины, длившихся несколько лет. Однако остается открытым вопрос о перспективных объемах транзита российского газа через Украину, поскольку РФ построила «обходной» маршрут транзита — газопровод «Северный поток», планирует его расширение и строительство «Южного потока».

Источник: РБК, 21.01.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики