Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетика Северного Кавказа катится в пропасть

Энергетика Северного Кавказа катится в пропасть

Электроэнергетика Северного Кавказа переживает худшие времена за всю историю. Задолженность за электричество в прошлом году достигла рекордной отметки почти в 24 млрд руб., что составляет половину общего долга по стране. При этом ситуация заметно ухудшилась в последние два года, после того как в Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) Северного Кавказа сменилась команда. Новое руководство оказалось не способно выстраивать отношения с многочисленными посредниками, минимизировать потери при передаче электроэнергии, бороться с неплатежами, являющимися главным бичом местной энергетики.

На декабрьском заседании правительственной комиссии по проблемам топливно-энергетического комплекса Северного Кавказа премьер Дмитрий Медведев заметил, что в настоящее время энергетика региона переживает худшие времена и, по сути, катится в пропасть. Долги республик за электроэнергию достигли в прошлом году рекордной отметки – почти 24 млрд руб. При этом настораживают тенденции именно последних двух лет. По данным исследования Фонда национальной энергетической безопасности, задолженность за электроэнергию с 2011 года увеличилась на 9,5 млрд руб. Оборотные активы, даже без учета оценки их ликвидности, позволяют покрыть лишь 40% краткосрочных обязательств компании. Обязательства МРСК практически вдвое превышают ее собственный капитал. Потери при передаче электроэнергии в распределительных сетевых компаниях в зависимости от региона составляют от 17 до 49%.

За последние два года платежная дисциплина неуклонно падает. 80% совокупного долга приходится на гарантирующих поставщиков Дагестана и Чечни. Почти все сбытовые компании находятся в предбанкротном состоянии. Все это привело к дефициту средств в Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) Северного Кавказа, которая почти на 100% эксплуатирует электросетевой комплекс региона. Масштаб проблем настолько велик, что в некоторых подразделениях МРСК задерживается выплата заработной платы сотрудникам. Проблем такого уровня ни в одном другом регионе не наблюдается.

Ситуация, по мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, близка к коллапсу. Он уверен, что если существующее положение дел не изменится, вероятность перехода МРСК Северного Кавказа в предбанкротное состояние высока. Причем поручения по урегулированию проблемы неплатежей давали лично и президент Владимир Путин, и премьер Дмитрий Медведев, но, как говорится, воз и ныне там.

А ведь еще совсем недавно дела были не так плохи. Пик платежей пришелся на 2010 год – в этом периоде Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия полностью оплатили потребленную энергию и даже частично погасили предыдущие долги, а в Чеченской Республике оплата составила 77%. 2010 год компания закончила с прибылью 520 млн руб. Но в 2011 году в МРСК сменилось руководство, и в последующие годы долги стали расти как снежный ком. Как всегда, здесь трудно выделить какую-то одну причину, объясняющую возникшие проблемы. Это и ошибки в управлении нового руководства, и неумение выстроить отношения с региональными элитами, и затягивание реализации проектов, которые были начаты еще до 2011 года. Например, программы бесплатной установки потребителям (за счет средств федерального бюджета) счетчиков с дистанционным съемом показаний. Начиная с 2011 года МРСК Северного Кавказа ежегодно фиксирует убытки.

«Для выравнивания ситуации в электроэнергетике Северного Кавказа необходимо предпринять целый ряд серьезных мер, – считает Константин Симонов, – среди которых консолидация сетевого комплекса, исключение перепродавцов из цепочки платежей, развитие систем учета, совершенствование законодательства, координация действий сетевых и сбытовых компаний, реализация программы санации компаний и реструктуризации задолженности, консервативная финансовая политика и финансовый и операционный контроль над компаниями из федерального Центра».

Какие-то из этих мероприятий сейчас реализуются, но большая часть – нет. В качестве примера отсутствия в компании системного подхода к управлению фонд приводит факт выплаты дивидендов в МРСК Северного Кавказа при дефиците денежных средств даже на текущие расходы.           

МРСК Северного Кавказа

Потребление электроэнергии субъектами СКФО составляет 23 млрд кВт-ч, что около 2,2% от электропотребления всей России. Около 40% потребления приходится на Ставропольский край, 24% – на Дагестан. Остальные субъекты суммарно потребляют 36%. С учетом того, что население округа составляет 7% населения России, удельное потребление электроэнергии на душу населения в три раза ниже среднего по стране. СКФО характерен высоким уровнем потерь в распределительных сетевых компаниях в зависимости от региона от 17 до 49%.

Автор: Сергей Никаноров

Источник: Независимая газета, 22.01.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики