Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жизнь взаймы

Жизнь взаймы

Долги энергосбытовых компаний Северного Кавказа перед производителями электроэнергии достигли порядка 23 млрд рублей, почти половины общей задолженности по России, констатируют эксперты Фонда национальной энергетической безопасности в аналитическом докладе «Электроэнергетика Северного Кавказа: проблемы и возможные решения». Отдельные сбыты – в шаге от банкротства. Решением, по мнению авторов доклада, должна стать бескомпромиссная политика ограничения энергоснабжения неплательщикам и ужесточения контроля работы местных энергокомпаний.

Основными неплательщиками среди северокавказских республик, по данным Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), на сегодня являются не самые бедные республики СКФО – Чечня и Дагестан. 80% совокупной задолженности всего Северного Кавказа на оптовом рынке приходится на гарантирующих поставщиков этих двух республик. Таким образом, экономическое состояние субъекта РФ не оказывает прямого влияния на собираемость платежей, констатируют исследователи.

Возможных причин формирования задолженности, по мнению экспертов, несколько: принципиальное нежелание населения и организаций расплачиваться за электроэнергию, неэффективное управление региональной энергетикой и финансовые махинации на уровне энергоснабжающих компаний.

Ситуацию осложняет специфика структуры потребления – доля населения среди потребителей в СКФО составляет более 50%, почти втрое выше, чем в среднем по России. Однако самыми злостными неплательщиками всё же являются сетевые организации  и оптовые перепродавцы электроэнергии: 14 млрд рублей (70% всей задолженности приходится именно на них, пальма первенства по размеру задолженности у ГУП Чечкоммунэнерго – 4,6 млрд рублей). 

Между тем проблема неплатежей в регионе возникла давно: ещё к 2000 году энергокомпании Северного Кавказа накопили более 2 млрд рублей задолженности перед поставщиками электроэнергии на Юге России.

«Сохранение проблемы на протяжении более десяти лет говорит о её системном характере, а также о том, что значительную роль в ней играет институциональная среда», – говорится в аналитическом докладе.

Авторы исследования выделяют два периода, в которые был зафиксирован наибольший прирост задолженности. Первый – 2008–2010 годы, в течение которых долг республик за поставки электроэнергии вырос на 8,6 млрд рублей. Но если это можно объяснить разгаром экономического кризиса в России и посткризисным восстановлением, то объективных причин для второго пика неплатежей в 2011–2013 годах (прирост долга составил 9,5 млрд рублей) просто нет.

«Что примечательно, в 2013 году, – отмечают эксперты, – платежи снизились радикально. И пришли практически к уровню кризисных 2008–2009 годов, когда объективных предпосылок для неплатежей было значительно больше».

В подтверждение эксперты ФНЭБ приводят данные НП «Совет рынка». В течение прошлого года (данные на сентябрь. – Прим. ред.) задолженность сбытовых компаний республик Северного Кавказа выросла на 4 млрд рублей (на 21%).

Наиболее действенным способом борьбы с неплатежами, считают в Фонде, стало бы ограничение или полное прекращение энергоснабжения должников. Ведь именно жёсткая политика «рубильника» позволила в 2002–2005 годах обеспечить 100%-ный сбор платежей в четырёх республиках: Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии  и Кабардино-Балкарии. 

Среди других мер авторы доклада предлагают консолидацию сетевого комплекса, исключение перепродавцов из денежных потоков, введение системы гарантий для «неотключаемых» бюджетных потребителей, возврат к практике аккредитации управляющих компаний ЖКХ, проведение более консервативной финансовой политики (по необходимости – финансовый и операционный контроль над компаниями из федерального центра), а также санацию компаний и реструктуризацию существующей задолженности.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

– Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Толстой. Эту фразу можно применить и к российской электроэнергетике. Правда, с одной важной оговоркой – несчастливы наши энергосистемы действительно по-своему, но всё же их беды не уникальны. Для каждого из макрорегионов характерна какая-то проблема, представленная в весьма рельефном виде. Её не избежали и другие территории. Однако в существенно меньшем масштабе. Так, если мы говорим про «последнюю милю», то это Сибирский федеральный округ, если про износ мощностей – то это Дальний Восток.

Это позволяет использовать простую методологию анализа российской энергетики через изучение ситуации в крупных регионах, каждый из которых как раз и интересен какой-то из общих бед, но выраженной у него уж слишком ярко.

Ну а начать мы хотели с Северного Кавказа. Потому что тема там уж слишком острая – неплатежи. Ситуация в регионе достигла критического уровня и ухудшается с каждым днём. Все сбытовые компании находятся в предбанкротном состоянии. Плохая собираемость средств приводит к их дефициту уже в МРСК Северного Кавказа.

Однако проблемы неплатежей во многом могли бы решить те механизмы, которые уже много лет предлагают специалисты и эксперты для всей страны. И они уже использовались на Северном Кавказе в недавнем прошлом. Это и жёсткое наведение порядка в отношении неплательщиков, включая отключение. И интеграция сетей и сбытов. Ведь всё равно в сегменте сбыта никакой реальной конкуренции у нас нет. И исключение перепродавцов из цепочки платежей. Северный Кавказ вполне может справиться с бедами в своей энергетике, став примером не только ярких проблем, но и способов их устранения.

Автор: Мария Истомина

Источник: Переток.ru, 29.01.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики