Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия-Иран: нефть в обмен на железные дороги?

Россия-Иран: нефть в обмен на железные дороги?

Министр экономического развития России собирается в Иран. Как сообщил сам Алексей Улюкаев, в ходе визита, который должен состояться в конце апреля, будет обсуждаться широкий круг торгово-экономических вопросов. Некоторые пункты повестки дня уже известны — это сотрудничество в области торговли нефтью и в инфраструктурных проектах

Как сообщило иранское информационное агентство Fars со ссылкой на посла России в Тегеране Левана Джагаряна, Алексей Улюкаев привезёт в Исламскую Республику предложение по бартерной сделке «нефть в обмен на строительство железных дорог». Как заявлял посол Ирана в России Мехди Санаи, Тегерану нужны рельсы для сотен километров железных дорог, страна также нуждается в электрификации своих железнодорожных магистралей, и Россия вполне могла бы помочь в этом. Кроме того, Иран планирует соединить свою железнодорожную сеть с российской через Армению. Есть планы по прокладке магистралей в Афганистан и Ирак. Так что «Российским железным дорогам» будет где развернуться, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Россия получает возможность продавать свои товары, а также участвовать в строительстве железных дорог, зарабатывая на этом деньги. „Российские железные дороги“ довольно активно пытаются принимать участие в строительстве дорог за рубежом, это может приносить неплохую прибыль. А Иран надеется, что Россия будет покупать у него нефть по комфортным ценам».

Ранее СМИ сообщали о том, что Россия и Иран договариваются о крупной бартерной сделке «иранская нефть в обмен на российские товары». Ее сумма могла бы составить полтора миллиарда долларов в месяц. Однако Вашингтон вновь пригрозил санкциями Тегерану: американцы опасаются, что в результате этой сделки в Иран может попасть оборудование, которое поставит под угрозу недавние договорённости по ядерной программе. А в случае «железнодорожного бартера» эти возражения, как ожидается, будут сняты. Что же касается иранской нефти, то Россия сможет ее реэкспортировать, страхуя тем самым свои риски, связанные с возможным снижением цен на мировом рынке. Так что, если сторонам удастся договориться, подобная сделка будет весьма выгодна, говорит эксперт Института Ближнего Востока — Николай Кожанов.

«Сделка позволит перевести в практическую сферу дискуссии о необходимости налаживания сотрудничества между двумя странами. Из участия в ней исключается финансовый сектор, который традиционно боялся предоставлять финансовое обеспечение сделок между иранскими и российскими бизнесменами, опасаясь, что со стороны США и ЕС будут приняты меры санкционного характера. Сделка позволит обозначить российское присутствие в Иране, который в случае полного снятия санкций будет вновь открыт для западных компаний».

Известно, что в Иран хотят вернуться российские ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», которые уже работали в стране, но были вынуждены уйти под давлением санкций. А гигантские запасы газа в Иране могут заинтересовать «Газпром» и тем самым улучшить свои позиции на ключевом — европейском рынке.

Иран в свою очередь заинтересован в поставках российского зерна и совместных проектах в автомобилестроении. Возможно, во время визита Улюкаева в Тегеран будет обсуждаться и такой знаковый для обеих стран проект, как Бушерская АЭС. Сейчас стороны договариваются о строительстве второго энергоблока. Первый был сдан российскими атомщиками осенью прошлого года.

Автор: Леонид Гурьянов

Источник: Голос России, 13.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики