Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

«ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

ФАС не будет признавать доминирующее положение компании, если ее доля на рынке определенного товара не превышает 35%. Ведомство внесло соответствующие поправки в закон о конкуренции. Кроме того, антимонопольные требования теперь будут распространяться на торги. О том, всегда ли претензии ФАС обоснованы, рассуждает политолог Константин Симонов.

На этой неделе со мной произошла прелюбопытнейшая история. На сайте Федеральной антимонопольной службы появилось сообщение, что мне направлено предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Предостережение, правда, я не получил, но на сайте написаны детали. Оказывается, дело в моих комментариях о том, что рост налогов на нефтяную отрасль приведет к увеличению цен на бензин. Комментарии эти признаны ФАС необоснованными и опасными – могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к росту цен на них.

Так вот оно что! Оказывается, удорожание бензина происходит не из-за роста издержек нефтяников по вине государства. И не из-за того, что ФАС не слишком энергично занимается борьбой с олигополией на бензиновом рынке. А потому, что эксперты делают прогнозы, пугающие население. Хотя прогноз мой довольно очевиден: если вы увеличиваете налоги на отрасль, она пытается найти компенсацию, что вообще вполне логично.

ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах. Скажем, стоит найти экспертов, прогнозирующих дальнейшее ослабление рубля — и вуаля, вот вам готовая причина неурядиц на валютном рынке. А как же? Люди услышали прогноз и побежали скупать доллары. ЦБ тут ни при чем. Куда ему против экспертных прогнозов? 

Вместо стремления услышать экспертов правительство зачем-то видит в них своих врагов. Да еще и пытается запретить им заниматься своими прямыми обязанностями – анализировать ситуацию и делиться результатами размышлений с общественностью. А ведь Дмитрий Анатольевич Медведев был большим любителем открытых правительств и прочих облачных технологии. А тут не успеешь оглянуться, а тебя уже с облака стащили и обвинили во всех смертных грехах.

Иногда кажется, что подчиненные премьера воспринимают его игры как временную блажь, которую надо перетерпеть. А реальное отношение к внешней интеллектуальной среде мы видим в таких вот предписаниях. Вот была идея общественных советов при министерствах – формально ее выполнили, в качестве назначенных оппонентов засунув туда либеральных журналистов, играющих в зубастых критиков. В результате Путину пришлось в последнем послании призывать изменить ситуацию, когда эти советы являются формальным придатком и декоративной структурой.

Вот и выходит странная история. Правительство активно просит экспертов ему помочь. А потом сразу же обижается и пугает предписаниями, прося почаще держать рот на замке. Правда, виноватый у правительства всегда под рукой. Так что, может, в этом и была задумка.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики