Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сибирский рынок зальёт свободными ценами

Сибирский рынок зальёт свободными ценами

Правительство предложило полностью отказаться от госрегулирования цен на мощность гидроэлектростанций второй ценовой зоны оптового рынка электроэнергии. От этого решения, как ожидают эксперты, должны выиграть гидрогенерирующие компании, но может пострадать тепловая генерация и промышленные потребители региона.

Энергорынок Сибири ждёт либерализация: правительство заявило о намерении отказаться от государственного регулирования цен на мощность, поставляемую гидроэлектростанциями. Минэнерго подготовило проект постановления правительства, согласно которому в течение ближайших полутора лет – с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года – ГЭС второй ценовой зоны смогут продавать 50% мощности по рыночным ценам, определяемым на конкурентном отборе мощности (КОМ). Затем степень либерализации должна расти, но не более чем на 20% относительно предыдущего уровня. Конечная цель – 100%, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК в правительстве.

Сейчас сибирские ГЭС продают всю мощность по ценам, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам, тогда как тепловые электростанции берут за мощность плату, определённую на КОМ. Разница этих цен велика: например, для Саяно-Шушенской ГЭС она ниже в четыре раза (38 тысяч рублей за 1 МВт/мес. против 156 тысяч рублей за 1 МВт/мес. во втором полугодии 2013 года).

Ограничение цен было введено искусственно в 2011 году с целью сдерживания роста тарифов для конечных потребителей в Сибири. В первой ценовой зоне, объединяющей электростанции центральной части России и Урала, ничего подобного нет.

Финансовый поток для ГЭС

Основными получателями выгод от такого решения будут гидростанции «РусГидро» и «Евросибэнерго» (группа «Базовый элемент»). По предварительным оценкам «РусГидро», дополнительный доход от продажи мощности после снижения нормы на 50% в 2014 году для ГЭС компании может составить 1 млрд рублей в год, для «Евросибэнерго» – 3 млрд рублей.

Как отмечают наблюдатели, такая либерализация принесёт дополнительные дивиденды «Русалу»: алюминиевые заводы прекратят платить компенсации оптовому рынку за имеющиеся у них прямые договоры с ГЭС (с учётом объёма либерализованного рынка мощности). Заместитель генерального директора «Русала» Максим Балашов ранее заявил СМИ, что компания в 2011–2013 годах возместила оптовому рынку 12,7 млрд рублей.

«Очевидно, что алюминиевые заводы компании будут покупать мощность у ГЭС «Евросибэнерго» по более низким ценам, чем остальные потребители», – считает Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. Однако энергорынок – сложнейшая система, и даже при наличии самых тщательных расчётов последствия могут быть неожиданными. Поэтому правительство не решается рубить с плеча и отменять госрегулирование быстро. «Сейчас обсуждается, сколько будет шагов к полной отмене тарифного регулирования мощности ГЭС – два, три или четыре», – заявил Аркадий Дворкович. Для подстраховки кабмин заручился согласием «РусГидро» и «Русала» компенсировать единичный рост цен, «чтобы он не был слишком большим», пояснил вице-премьер.

ГРЭС недовольны

Владельцы тепловых электростанций Сибири встретили новость прохладно. В регионе работают компании «Э.ОН Россия», «Сибирская генерирующая компания», «ТГК-11», «Сибэко» и «Газпром энергохолдинг». «В случае принятия изменений усиливается несправедливость в распределении доходов между секторами генерации: тепловая генерация (в ЦЗ Сибирь это в основном угольные ТЭС), и без того находящаяся в ущемлённом положении, потеряет часть своих доходов, которые были запланированы на модернизацию станций», – говорят в «Э.ОН Россия».

«Данное решение и собственно факт начала реализации мощности ГЭС по рыночной цене в среднесрочной перспективе негативно повлияют на финансово-экономическое положение теплогенерирующих компаний второй ценовой зоны, электростанции которых и так имеют минимальную рентабельность производства, а отдельные ТЭЦ с высокой себестоимостью производства имеют убытки от продажи электроэнергии», – вторят в «ТГК-11».

«РусГидро» в сообщении на своём сайте парирует теплоэнергетикам, заявляя, что ГРЭС зарабатывают более чем достаточно, а факты свидетельствуют о неуместности заявлений о предоставлении избыточных преференций владельцам гидростанций.

Однако не стоит забывать, что помимо мощности гидроэлектростанции получают выручку ещё и от реализации электроэнергии. Тарифные ставки ФСТ на продажу электроэнергии для ГЭС в 2013 году, рассчитанные с учётом окупаемости в части затрат на производство электроэнергии, варьируются в диапазоне от 9,53 до 22,86 руб./МВт×ч, что в среднем составляет 15,2 руб./МВт×ч. При этом по тарифу реализуется лишь небольшая часть производимой на ГЭС электроэнергии (до 20%) , остальное продаётся в основном по свободной рыночной цене РСВ, которая в 2013 году во второй ценовой зоне сложилась на уровне 700 руб./МВт×ч.

Но если кто-то получит сверхприбыль, значит, кто-то другой должен за это заплатить. 

Кто заплатит 

На населении данная мера никак не скажется – домохозяйства покупают электроэнергию по регулируемой цене. А промышленных потребителей Сибири можно условно разделить на две группы: алюминиевые заводы «Русала» и все остальные. С металлургическим холдингом всё более-менее ясно: мало кто сомневается, что заводы «Русала» заключат максимально выгодные свободные договоры с ГЭС «Евросибэнерго». Таким образом, учитывая, что доля мощности ГЭС в структуре генерации ОЭС Сибири достигает 50%, дополнительная нагрузка ляжет на плечи организаций и предприятий малого и среднего бизнеса второй ценовой зоны.

«Рост выручки ГЭС придётся оплатить потребителям. Правда в этом году эффект будет нивелирован общим снижением цен во второй ценовой зоне», – отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В будущих периодах, если спрос на электроэнергию будет расти, а год окажется не слишком водным, потребители (за исключением населения) почувствуют рост цен на несколько процентов, предполагает господин Пикин.

Эксперты Сибирской энергетической ассоциации, объединяющей ряд энергокомпаний региона, сделали свои расчёты последствий для потребителей. «Продажа 50% мощности по цене КОМ в 2014 году приведёт к росту цены на электрическую энергию для конечных потребителей второй ценовой зоны на 11,6%. Пролонгация этого правила на 2015 год путём увеличения продажи мощности ещё на 20%, даже при условии, что цена КОМ 2015 года останется прежней и самой низкой за последние четыре года (97,5 тысяч руб./МВт), приведёт к увеличению цены для конечных потребителей ещё на 6,2%», – говорится в письме ассоциации, направленном в Минэнерго. При этом алюминиевые заводы «Русала» – крупнейшие потребители региона – будут исключены из числа тех, на кого распространится дополнительная тарифная нагрузка.

В том, что либерализация, хотя бы частичная, будет реализована, наблюдатели не сомневаются: иначе вице-премьер не стал бы делать публичные заявления. 

Ну а среднему бизнесу в Сибири остаётся потуже затянуть пояса, надеяться на отсутствие роста спроса на электроэнергию или, как многие и делают, задуматься о строительстве собственной генерации, которая хоть и добавляет сложностей бизнесу, имеет как минимум одно важное преимущество – предсказуемость цены.  

Автор: Анна Милина

Источник: Переток.RU, 26.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики