Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курс на Север

Курс на Север

Наша страна проявляет преждевременный энтузиазм в своих притязаниях на арктический шельф

В минувшую пятницу комиссия ООН официально признала частью российского континентального шельфа анклав в Охотском море. Глава Министерства природных ресурсов и экологии Сергей Донской подчеркнул, что это безоговорочное решение и пересмотру оно не подлежит. По его словам, это станет первым шагом России в реализации заявки на территории в Арктике, которая должна быть подготовлена в ближайшее время. Эксперты говорят, что о реальной экономической выгоде от разработки арктических углеводородов речь пока идти не может и власти просто хотят закрепить за собой потенциально прибыльные территории. Но специалисты считают энтузиазм властей преждевременным. Тем более что в настоящий момент технологическая сложность и дороговизна разработки имеющихся здесь ресурсов являются серьезными сдерживающими факторами.

На анклавы в Охотском море и Северном Ледовитом океане Россия претендовала еще с 2001 года, но тогда ее общая заявка на эти территории была отклонена. Поэтому было принято решение подавать заявки на них раздельно. Решение ООН о передаче под российскую юрисдикцию территории в 52 тыс. квадратных километров, по сути, признало Охотское море полностью внутренним морем страны. «Все ресурсы, которые будут там обнаружены, – все будут добываться в рамках российского законодательства», – отметил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. В первую очередь это должно решить проблему юридических коллизий и браконьерства иностранных судов в российских водах. Также экономическую выгоду должен ощутить промысловый сектор Дальневосточного региона, считает губернатор Магаданской области Владимир Печеный. По его словам, это избавит местных рыбаков от административных барьеров. Но основной интерес представляют залежи углеводородов – по предварительным оценкам, общий объем нефти и газа, обнаруженных на этом участке, превышает 1 млрд. тонн.

Следующим шагом должна стать подача заявки в ООН по вопросу анклава в Северном Ледовитом океане. В настоящий момент в соответствии с нормами международного права Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежит ни одной стране, но Россия, США, Норвегия, Канада и Дания имеют права на 200-мильную исключительную экономическую зону у своих берегов.

«Однако сейчас шельф уже почти полностью освоен, и активно складывается общемировая тенденция к разделению акватории Мирового океана», – говорит завкафедры региональной экономики и экономической географии Алексей Скопин. В течение 10 лет после ратификации Конвенции ООН по морскому праву если страны докажут, что территории, на которые они претендуют, являются продолжением их континентальной шельфовой зоны, то они могут получить приоритетное право на разработку там природных ресурсов. В настоящий момент время подачи российской заявки зависит от того, как будут выстраивать свои притязания на Арктику другие страны. Отметим, что в декабре 2013 года Канада уже подала заявку на увеличение своих территорий в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. квадратных километров (включая хребет Ломоносова, который входит в круг интересов России). Поэтому аналогичную заявку Россия планирует окончательно подготовить и подать осенью этого года.

«Шансы, что в ООН заявку утвердят, очень велики, поскольку Россия обладает самой протяженной границей в Северном Ледовитом океане, – говорит «НИ» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Но нужно понимать, что это решение не одного дня».

Высокая заинтересованность стран в Арктике объясняется тем, что, по оценкам геологов, в этом регионе может находиться до 30% неразведанных запасов природного газа и 15% нефти. «Если посмотреть на тенденции развития до 2035 или 2050 годов, то очевидно, что развитие арктического шельфа отнесено к очень долгосрочной перспективе. В том числе и в силу недостаточной технологической оснащенности, – отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Более актуальным проектом является, например, разработка Баженовой свиты в Западной Сибири. Конечно, если мировые цены на углеводороды будут активно расти, то и темпы развития шельфа будут увеличиваться. Но пока государство просто стремится застолбить за собой территории и создать ресурсную базу для разработки в будущем».

По подсчетам Минэнерго, необходимый объем инвестиций для освоения арктического шельфа России составляет до 500 млрд. долларов к 2050 году. «Скорее всего, порядка 80% всех проектов будут вестись с привлечением иностранных инвесторов, которые раньше опасались приходить в данный регион из-за юридической неопределенности», – отмечает Сергей Правосудов. В первую очередь здесь можно говорить о Китае и Японии, поскольку европейский рынок будет перекрываться разработками норвежского и датского шельфа.

«Другая проблема, что при утверждении заявок нужно учитывать вопрос сохранения экосистемы Арктики. Чтобы не нанести непоправимый вред, когда все страны разом начнут разработку ресурсов. Необходима технологическая кооперация стран региона. Но сейчас мы наблюдаем обратную геополитическую ситуацию», – отмечает Алексей Скопин.

Автор: Арина Раксина

Источник: Новые Известия, 17.03.204


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики