Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конъюнктура: Главный козырь

Конъюнктура: Главный козырь

Сразу после выборов Дмитрий Медведев сказал, что внешней политикой в России занимается президент. Но перемен в ней ждать не стоит, поскольку она слишком зависит от объективных факторов, самый главный из которых — ресурсный голод. Возобновляемые виды топлива и так называемую зеленую энергию нельзя производить по сопоставимым ценам и в тех же объемах, что невозобновляемые. Чрезмерное увлечение атомом сдерживается соображениями безопасности. Кроме того, доступ к урану есть далеко не у всех стран, а Россия, кстати, уже контролирует чуть менее трети уранового рынка Европы.

Возможно, в отдаленном будущем человечество сумеет изобрести принципиально новое топливо. Но в ближайшие десятилетия энергетической революции не будет. Значит, Россия получила в свои руки козырь, который не использовать глупо, — это абсолютное первенство по мировым доказанным запасам газа. Хорошо известно, что газ распределен по миру не так равномерно, как нефть. Три страны — Россия, Иран и Катар — контролируют, по западным оценкам, порядка 55% мировых доказанных запасов газа. Деление мира на мир запасов и мир потребления энергоресурсов становится все более верным.

Европейские политики, рассуждающие о диверсификации поставок энергоресурсов, поражают своей наивностью. Перспективных запасов газа в ЕС, кроме как в Норвегии, нет. Но она сможет увеличить добычу газа до 2015 г. максимум на 30 млрд куб. м. А ведь ЕС только к 2015 г. нужно дополнительно 140 млрд куб. м газа. Есть еще север Африки, откуда ЕС довольно успешно оттирает Россию (Ливия с точки зрения запасов по сравнению с Алжиром в газовой игре не такая большая величина, а попытки газового альянса с Алжиром успехом не увенчались). Но он в лучшем случае закроет 40-50 млрд куб. м.

Европа молится на рынок сжиженного газа. Но это слишком конкурентный сегмент рынка. А на запуск новых проектов требуются огромные деньги. Из-за этого в Катаре нелимитированное наращивание добычи затруднено. На рынке СПГ уже расталкивают друг друга локтями США, Китай и Япония, так что сомнительно, что ЕС найдет там неограниченные объемы газа. Поэтому Катар из европейского газового пасьянса выбывает.

Заигрывания с Центральной Азией — путь для ЕС тупиковый. Не потому, что не получится построить трубопроводы в обход России, а потому, что Россию денег они лишат, а нового газа не получат. Реальные запасы газа в регионе никому не известны. Ежегодник BP оценивает их крайне низко — ни одна страна региона не имеет доли в мировых запасах выше 1,7%. А ведь на этот газ претендует еще и Китай.

Среднесрочный конкурент у России на европейском рынке один — это Иран. Иран и станет основным направлением нашей внешней политики. России выгоднее направить иранский газ в Индию и Китай. Это позволит нам сохранить свои позиции на европейском газовом рынке, а значит, и нормальный политический диалог с ЕС. Новые добычные проекты без помощи иностранных компаний нам не поднять. Нужны технологии, кадры и разделение рисков. А за это Европа сама даст нам политические бонусы. Той же Норвегии Штокман интереснее членства Украины в НАТО.

Автор: Константин Симонов

Источник: Ведомости, №78 (2100), 29.04.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики