Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ответные санкции – это хорошо, но не стоит бежать впереди паровоза (аудио)

Ответные санкции – это хорошо, но не стоит бежать впереди паровоза (аудио)

3 апреля 2014 г. ответ на экономические санкции Запада Россия может перейти на рублевые расчёты с торговыми партнёрами в Европе. В первую очередь это должны сделать экспортные госкомпании. Глава государственного банка ВТБ Андрей Костин, выступивший с такой идеей накануне на съезде Ассоциации российских банков в Москве, считает, что начинать переход к внешним расчётам в рублях надо немедленно. Сейчас это первоочередная задача для банковской системы, Центробанка и правительства. Тему для радио «Вести ФМ» прокомментировал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Симонов: Во-первых, я бы обратил внимание на фразу «в случае введения экономических санкций». Здесь всё-таки не стоит бежать впереди паровоза. Потому что в ряде случаев слишком поспешные решения могут нам навредить, и в этом плане Европа пока воздерживается от серьёзных экономических санкций. Значит, мы просто обозначаем те возможности, которые есть. Всё-таки это важная оговорка, и не стоит об этом забывать.

Второй момент связан с тем, что в ряде случаев это можно сделать быстро. В ряде случаев это сделать сложнее — это связано с системой контрактов и сроками, на которые заключаются договорённости. Но если взять мою любимую нефтегазовую сферу, то в случае с нефтью это будет сделать проще, потому что обычно контракты заключаются с трейдинговыми структурами на довольно оперативный период времени, там бывают годовые контракты. В этом плане уже можно задуматься о тендерах, которые будут проходить на следующий год, и там прописывать тот факт, что соответственно трейдеры должны будут расплачиваться в рублях. Дальше это будет проблема трейдеров. Потому что трейдеры зарубежные, они будут эту нефть покупать и расплачиваться рублями, а дальше уже продавать её на европейском рынке.

Что касается газа — здесь история сложнее, потому что у нас длительные контракты — на 20, а то и на 30 лет. Там очень чётко прописан механизм продажи газа и очень чётко зафиксированы пункты приёма газа, то есть там чётко написано, где и в каких объёмах «Газпром» как государственная компания должен передать этот газ. Естественно, там механизм расчёта, формула цены, порядок расчётов — всё это зафиксировано на длительную перспективу. В этом плане, конечно, это уже вопрос изменения контрактов. Скажем, сейчас мы готовим новый контракт с Китаем, в мае будет подписание по газовым поставкам. Понятно, что там мы уже можем прописать расчёты в рублях, в юанях. Не обязательно там уже к доллару привязываться. Совершенно очевидно, что там это уже может сработать. Поэтому всё зависит от того, на каких условиях государственные компании эти контракты заключают, на какие сроки. Потому что, в принципе, механизм понятен.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Источник: Вести ФМ, 03.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики