Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Москва решила дать еще один шанс коллегам из Брюсселя поучаствовать в судьбе Украины»

«Москва решила дать еще один шанс коллегам из Брюсселя поучаствовать в судьбе Украины»

Россия пока не будет требовать от Украины авансовых платежей за газ. Об этом в среду заявил Владимир Путин. По мнению президента, сначала нужно провести переговоры с украинскими властями и уже потом принимать окончательное решение. Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич обсудили ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.

— Как можно трактовать это заявление Владимира Путина? Потому что до того, как началось это совещание, несколько другая была тональность. Снова вспоминали события 2009 года, опять вспоминали выражение "газовая война" и так далее. Алексей Игоревич, что вы думаете?

А.Г.: Я думаю, что Москва решила дать еще один шанс коллегам из Брюсселя как-то поучаствовать в судьбе Украины и помочь ей выйти из этой непростой финансовой ситуации.

— То есть вы хотите сказать, чтобы европейские партнеры просто дали денег украинцам на выплату долга?

А.Г.: Дали денег, дали гарантии, провели разъяснительные беседы, чтобы сформировать некую более-менее понятную юридическую и, так скажем, политическую атмосферу для нормального существования и выполнения взаимных обязательств.

— Дмитрий Валерьевич, вы согласны с такой трактовкой?

Д.М.: В целом, сложно спорить. Хотя я бы несколько по-другому расставил акценты. Очевидно, что у "Нафтогаза Украины" сейчас банально нет денег для этой выплаты, и даже ближайшие переговоры, которые состоятся или не состоятся, господина Миллера с господином Коболевым вряд ли дадут ответ, откуда взять деньги. У нас по факту в Украине 50-процентная девальвация к началу года, и, в общем, колоссальные проблемы у "Нафтогаза" со сбором средств внутри страны. Поэтому, конечно же, гарантии нужны со стороны Евросоюза, потому что он может помочь и финансово. Однако боюсь я, что в Москве также осознают опасность срыва закачки газа в подземные хранилища, которая вот уже маячит, и, соответственно, срыва транзита в осенне-зимний период 2014-15 годов. Эта угроза очень неприятна, она будет иметь далеко идущие последствия, поэтому господин Путин и принимает такую весьма осторожную позицию в данном вопросе.

— Алексей Игоревич, прокомментируйте, пожалуйста, это предположение.

А.Г.: Мне кажется, что у нас с Дмитрием нет особых противоречий в данном случае. Просто, действительно, есть проблема закачки в ПХГ, в хранилища, но, так скажем, для ее решения есть время. Мы не подошли еще к дедлайну, за которым уже пропасть. Время есть примерно до начала июля. По моим ощущениям, что вот с июля до октября можно будет закрыть этот вопрос. Конечно, лучше это делать постепенно с апреля по октябрь. Но для того, чтобы решить проблему в июле, нужно вовлечь в это сейчас Европейский союз. Для России это важно, потому что рычагов воздействия на украинские власти, особенно учитывая то, что, скажем, Кремль не признает нынешние украинские власти, практически нет. Влияние может быть только опосредованное, через Брюссель.

— Насколько я понимаю, Алексей Игоревич, Путин сказал как раз, что переговоры нужно проводить с украинскими властями, так что, понимаете, признаем-не признаем…

А.Г.: Был разговор о том, чтобы провести консультацию, и она должна быть трехсторонняя. Просто, как правильно сказал Дмитрий, с "Нафтогазом" говорить не о чем, он не может выполнить обязательства просто потому, что у него нет денег, как нет денег и у правительства Украины.

— Дмитрий Валерьевич, добавьте что-нибудь, какой-то вывод свой.

Д.М.: Да сложно что-то добавить, нужно искать какой-то компромисс.

— Надежда остается на то, что нам удастся не свалиться, как минимум, в события 2009 года.

Д.М.: Я думаю, что надежда такая более чем очевидна, потому что все-таки никто не заинтересован в очередной "газовой войне". Потери будут, и ответственность распространится и на Москву, и на Киев. Очевидно, что ни в Евросоюзе, ни в США не заинтересованы в очередной дестабилизации ситуации здесь. Поэтому я думаю и надеюсь, что внешние источники приложат все усилия, чтобы все-таки стабилизировать ситуацию и помочь Украине финансово. Очевидно, что у Киева сейчас банально просто нет денег для оплаты газа даже по текущим ценам.

Источник: Коммерсантъ FM, 09.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики