Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сейчас на Украине эмоции и политическая целесообразность заменяют и экономику, и соображения экологических рисков

Сейчас на Украине эмоции и политическая целесообразность заменяют и экономику, и соображения экологических рисков

Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности:

Сейчас, к сожалению, Украина зачастую не смотрит на экономическую сторону вопроса, не смотрит на вопрос безопасности. Эмоции и политическая целесообразность заменяют и экономику, и соображения экологических рисков. Складывается ощущение, что политические патроны «оранжевой революции» из США сейчас предъявляют некие счета новой украинской власти, которые та должна оплачивать. Я думаю, присутствие американских компаний на Украине будет стремительно расти, фактически, мы будем наблюдать колонизацию Украины, все интересные активы, которые там есть, будут забираться, а неинтересные активы, которые там остались, будут банкротиться. А социальные проблемы будут расхлебывать уже непосредственно жители Украины, Европа и Россия – соседние страны, США далеко, это их волнует мало.

В случае с топливом для атомных станций есть очень серьезный нюанс: это не просто экономика, это вопрос того, насколько переход на работу с топливом «Вестингауза» может быть безопасным. Речь идет о советских реакторах, которые рассчитаны на топливо российского производства, и в этом плане гарантировать бесперебойную работу системы затруднительно. Особенно если еще учесть и фактор растущих политических рисков, когда Украина стремительно погружается в хаос, и вообще весьма сомнительно, что удастся обеспечить безопасность атомных объектов. Именно сейчас, в этой ситуации переходить на другое топливо, которое не приспособлено для этого типа реакторов, – шаг крайне необдуманный. 

США преследуют свои экономические интересы. Если на Украине рванет, как в Чернобыле, то это облако до Америки вряд ли доплывет, и все последствия придется расхлебывать Европе и нам, а также соседней Белоруссии, как это, собственно, и было при Чернобыле. Получается, что Украина делает нас и европейцев заложниками своих экспериментов. Европа здесь занимает пассивную позицию, но это не впервой, как с тем же газом. Когда мы говорим, что Украина может оставить уже этой зимой юго-восток Европы без газа, Европа делает вид, что это ее не касается, пытается как-то Украине помочь, не понимая, что Украина делает заложниками европейцев. То же самое с атомом: Европа стоит в стороне, а ведь заложником-то она является. Здесь мы видим, что все, к сожалению, приносится в угоду политической целесообразности, хотя эта история имеет колоссальную значимость и несет в себе колоссальные риски - все мы помним последствия чернобыльской аварии. Никого не хочется пугать и стращать, но вообще тема безопасности атомных станций на Украине, которую Россия пытается поднять и в контексте топлива, и в контексте безопасности станций, нуждается в серьезном осмыслении как минимум на уровне МАГАТЭ, а то и на уровне ООН, если ООН вообще способна еще какие-то вопросы решать.

На Украине власти нет вообще сейчас. Там происходит бардак. Старая власть разогнана, а новая власть не набрана, а если набрана, то они не понимают, что делают. Государство разваливается ежеминутно. И в этой ситуации, когда страна стоит за гранью гражданской войны, кому говорить об атомных станциях? Им сейчас не до этого, танки там идут на Донецк. Сейчас им не до безопасности, но потом не поздно ли будет? Кто за все это будет расплачиваться?

Источник: Центр энергетической экспертизы, 16.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики