Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий пакет санкций: готовы ли европейские политики учесть интересы бизнеса

Третий пакет санкций: готовы ли европейские политики учесть интересы бизнеса

«Из-за Одессы риторика чуть поутихла, но она пока не поменялась на 180 градусов»

В понедельник состоялась внеочередная встреча послов стран ЕС, на которой обсуждались санкции против России в связи с ситуацией на Украине. В тоже время европейский бизнес просит власти не делать этого. Например, итальянские предприниматели в сфере туризма обратились к правительству с просьбой не вводить санкции. Представители бизнеса называют Россию «великой страной» и пишут, что ограничительные меры ударят по экономике Италии. С аналогичными заявлениями не раз выступал и немецкий бизнес. 

Напомним, Евросоюз 29 апреля расширил санкционный список украинцев и россиян еще на 15 человек, среди них вице-премьер Дмитрий Козак, начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов и начальник ГРУ Игорь Сергун. Это вторая из трех возможных стадий санкций ЕС против России. При этом в настоящее время в ЕС ведут работу над третьим пакетом, включающим экономические ограничения. 

Новые санкции и реакцию на них европейских предпринимателей в эфире Business FM мы обсудили с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

Послушаются европейские власти свой же бизнес?

Константин Симонов: Я думаю, что сейчас это принципиальный вопрос для Европы. Многие европейские бизнесмены убеждают правительства своих стран отказаться от следования той политики, которую предлагают сегодня США — политики все новых и новых санкций. Потому что США далеко, товарооборот у нас с США крайне низкий. Достаточно сказать, что у нас с Польшей торговля больше, чем с США. И это одна из проблем, потому что нет экономического базиса в отношениях, поэтому США и ведут себя достаточно жестко по отношению к нам и пытаются втянуть в эту историю европейский бизнес, открыто запрещая европейцам сегодня инвестировать в российские проекты, угрожая убрать европейские компании, работающие в России, с американского рынка. И европейцы такого рода давление признают.  

Вопрос, конечно, в том, готовы ли европейские политики признать интересы бизнеса. Здесь, в общем-то, все не так очевидно, потому что да, мы знаем пример, скажем, визита недавнего Меркель в США. Мы знаем, что компании немецкие до визита обращались к Меркель с просьбой объяснить США, что нужно уже прекращать историю с этими санкциями. Многие европейские компании открыто заявляют свою позицию. Но  я не могу сказать, что европейские политики научились наконец-то считать на калькуляторах и услышали голос своего бизнеса, потому что он-то мыслит прагматичными категориями и показывает, что бесследно санкции для Европы не пройдут.

В последние дни ситуация на Украине развивается таким образом, что как-то однобоко ее трактовать уже не очень получается. Как вы считаете, события в Одессе как-то могут повлиять на мнение Европы по поводу того, что Россия причастна к происходящему на Украине?

Константин Симонов: Действительно, трактовать это, как раньше, когда говорили, что все это организует Россия, сложно. Даже, если мы посмотрим официальные отчеты УВД Украины, а это ведомство сложно заподозрить в пророссийской позиции, то там нет ни одного российского гражданина. Там все — жители Одессы. Это совершенно иная история и, конечно, просто закрыть глаза на то, что произошло в Одессе уже нельзя, как нельзя сказать, что во всем виновата Россия. Сейчас пытаются найти пять российских провокаторов, но погибли в этом здании жители Одессы.  

Получается, что украинцы убивали украинцев, и это уже просто трактовать какой-то российской пропагандой совершенно невозможно. Эта история довольно драматична и, кстати, мы видим, что даже западная пресса, освещая одесскую историю, делает это аккуратно. Но все равно пока сказать, что Запад полностью пересмотрел свою позицию, нельзя, потому что опять продолжаются эти заявления — только не срывайте выборы, мы вам еще покажем. Да? Ну и сегодняшний повод опять же — вот эти санкции. То есть пока риторика чуть поутихла из-за Одессы, но она пока не поменялась на 180 градусов. 

Отметим, что половина российского товарооборота приходится на страны Евросоюза. К примеру, за последние три года Россия увеличила инвестиции во Францию в 10 раз.

Источник: BFM.RU, 05.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики