Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа готовится защищаться от российского «энергетического оружия»

Европа готовится защищаться от российского «энергетического оружия»

Страны Европы намерены сократить зависимость от российских энергоресурсов, в первую очередь от газа. Старый Свет считает, что Россия использует свои энергоносители в качестве оружия. Однако до конца десятилетия отказаться от российского газа Евросоюз не сможет. Более того, как показывают результаты 2013 года, зависимость ЕС от России возрастает.

Россия намерена использовать свои энергоресурсы в качестве оружия. С таким заявлением выступил министр энергетики Великобритании Эд Дейви в ходе встречи глав энергетических ведомств стран «большой семерки» (G7), которая в настоящее время проходит в Риме.

Такой вывод Дейви, слова которого приводит Daily Telegraph, сделал на основании того, что Россия отменила скидки на газ для Украины (в апреле были отменены сразу две скидки, в результате чего цена за 1 тыс. кубометров российского газа для Украины возросла на 80%, составив $485).

«Мы должны ввести в действие долгосрочный план по постепенному сокращению европейской зависимости от импорта газа из России, — заявил Дейви. — Мои дискуссии с партнерами по G7 подтвердили, что мы едины в намерении укрепить энергетическую безопасность и убедиться в том, что в будущем ни одна держава не сможет использовать контроль над поставками энергоресурсов в качестве оружия».

При этом, по словам британского министра, Евросоюз продолжит торговать с Россией, но вместе с тем ЕС необходимо диверсифицировать энергетические источники.

Еще в апреле Дейви говорил, что должны быть рассмотрены все варианты, «начиная с более значительной диверсификации источников поставок газа, включая импорт сланцевого газа из США, до помощи тем странам, которые испытывают нехватку газа со стороны государств, имеющих его избыток».

Старый Свет уже давно говорит о снижении зависимости от российского газа, однако до сих пор фактически ничего не было сделано. Более того, в прошлом году «Газпром» установил рекорд — его доля на рынках Европы составила 30,07% (в 2012 году было 26%). Поставки в Западную Европу в прошлом году возросли на 20% и составили 127,05 млрд кубометров газа, экспорт в Центральную Европу увеличился на 4,4%, до 34,43 млрд куб. м.

По словам экспертов, заместить российский экспорт газом других поставщиков Европа не сможет по меньшей мере до конца десятилетия. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что такие традиционные поставщики газа в ЕС, как Норвегия и Алжир, уже сейчас снижают объемы поставок, Азербайджан готов предоставить лишь 10 млрд кубометров, а Катар до сих пор не принял решения о новом инвестиционном цикле (речь идет о строительстве мощностей по сжижению газа и его дальнейшей транспортировке), да и в любом случае реализация этих проектов займет несколько лет. Что касается Ирана, на территории которого частично располагается крупнейшее в мире газовое месторождение «Южный Парс» (запасы — 28 трлн кубометров), то до сих пор окончательно не решен вопрос с международными санкциями в отношении этой страны. Кроме того, нет инфраструктуры для поставок в Европу иранского газа.

Спасителем Европы могли бы стать Соединенные Штаты. Тем более что американский президент Барак Обама не далее как в конце марта пообещал, что США будут поставлять в Европу газ в необходимых количествах, «чтобы наказать Россию за Крым».

Действительно, благодаря «сланцевой революции» Штаты смогли полностью обеспечить свой внутренний рынок и теоретически стали способны экспортировать газ в Европу. Однако здесь возникает ряд сложностей. Например, американское министерство энергетики весьма осторожно относится к вопросу выдачи лицензий на экспорт газа. Дешевый газ на внутреннем рынке делает промышленность и энергетику США более конкурентоспособными, однако при начале массовых поставок на экспорт внутренняя цена неизбежно начнет расти. На сегодняшний день выдано семь лицензий, которые, по сути, пока являются условными, так как они еще должны пройти ряд экспертиз.

«Несмотря на заявления Обамы, новых разрешений на экспорт выдано не было, — подчеркивает Константин Симонов. — Именно потому, что приоритет для США — дешевый газ на собственном внутреннем рынке». Кроме того, цена американского газа будет привязана к цене Henry Hub (центр спотовой и фьючерсной торговли природным газом в США) и с учетом стоимости транспортировки может превышать цену российского газа. По словам Симонова, также не следует забывать о рынках Азии, которые являются премиальными (цена сжиженного газа там в 1,5–2 раза превышает цену в Европе). Кстати, газ из того же Катара, на который Европа сильно рассчитывала, сейчас по большей части уходит именно в Азиатско-Тихоокеанский регион.

«Америка в любом случае начнет экспорт своего газа на мировые рынки, — говорит Симонов. — Однако вопрос в том, по какой цене, в каком объеме и на какие рынки».

Другим вариантом для Старого Света является замещение газа другими видами энергоносителей. Собственно, так уже происходит с американским углем. После «сланцевой революции» Штаты перевели свои угольные станции на газ, и дешевый американский уголь пошел в Европу. Однако уголь — наиболее грязное в экологическом плане топливо, а именно Брюссель громче других говорит об охране окружающей среды. В то же время некоторые страны Европы не готовы начинать добычу сланцевого газа, которая также значительно вредит экологии, и сокращает производство атомной энергии, памятуя о катастрофе на АЭС «Фукусима».

Накануне встречи министров G7 в Риме Greenpeace призвал Европу вообще отказаться от ископаемых энергетических ресурсов.

«Зависимость от ископаемых видов топлива погрузила нас в хаос, и из него все труднее выбраться. Согласно опросам, подавляющее большинство европейцев поддерживает идею развития возобновляемых источников энергии», — заявила руководитель глобальной программы по климату и энергетике Greenpeace Штефани Бранкафорте.

Выход экологи видят в том, чтобы избавиться от зависимости от энергетических гигантов, которые заинтересованы в добыче ископаемых, и ввести на рынок новых игроков в сочетании с внедрением энергоэффективных технологий и переходом на «зеленую» энергетику (ветряная, солнечная, биоэнергия). «Сейчас Европа в целом перешагнула планку в 13% — это доля всей альтернативной энергетики в общем энергобалансе стран ЕС, около 6% всей электроэнергии производится за счет биомассы», — рассказывает президент ГК «Корпорация «ГазЭнергоСтрой» (строит объекты биогазовой генерации) Сергей Чернин. — К 2020 году доля возобновляемых источников энергии должна возрасти до 20% (12% будет составлять биоэнергия)».

Но при этом Чернин отмечает, что уже частичное замещение традиционных энергоресурсов альтернативными требует огромных денежных вливаний, что затруднительно, учитывая финансовые сложности Европы. На ту же проблему указывает и Константин Симонов. По его словам, электроэнергия, полученная за счет использования, например, ветряков, на 40–60% дороже газовой генерации.

Однако к 2020 году Европа сможет на треть сократить потребление российского газа. По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, это произойдет за счет повышения энергоэффективности, расширения «чистого» сжигания угля (технологии, позволяющей снизить выбросы в атмосферу), а также японских АЭС, запуск которых может освободить дополнительные объемы сжиженного газа, которые сейчас направляются на японский рынок.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 06.05.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики