Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Добыча нефти - дорогое удовольствие

Добыча нефти - дорогое удовольствие

Недавно Минприроды поставило на баланс крупнейшее за последние годы месторождение. Речь идет о месторождении «Великое» в Астраханской области. Первые результаты выглядят впечатляющими. И открытие это крайне любопытно с точки зрения общей ситуации в отрасли.

У нас до сих пор доминирует представление о том, что в нефтяной отрасли все слишком хорошо, но она архаична и мы не можем использовать ее как опору для нашей экономики. Вместо этого, дескать, нужно давить нефтянку налогами: во-первых, потому что мы все должны жить за счет нефтянки, а во-вторых, там и так все нормально, а в-третьих, потому что надо забрать у них деньги, чтобы инвестировать в другие отрасли. Это старая философия, которая была заложена в проект среднесрочной стратегии, подготовленный Германом Грефом со товарищи из Центра стратегических разработок в 1999 г. Вот эта идея была там одной из основных: давайте душить нефтянку налогами, потому что тогда деньги пойдут в другие отрасли. В результате мы видим, что в другие отрасли деньги, естественно, не пошли: они пошли в другие страны, судя по оттоку капитала из России, а в самой нефтяной отрасли начались серьезные проблемы.

Вот почему, когда Минприроды стал рапортовать о том, что у нас идет расширенное воспроизводство запасов (т.е. мы в год ставим на баланс запасов больше, чем добываем нефти), у многих специалистов возник серьезный скепсис. И тогда возникли разговоры про постановку, так называемых, бумажных запасов - месторождения не открывались, а просто переоценивались, и фактически без разумных оснований мы просто на уже существующих месторождениях наращивали объем запасов, а комиссия по запасам ставила их на баланс. В результате у нас все было красиво на бумаге, но в реальности возник вопрос: сумеем ли мы поддерживать нынешний уровень добычи при отсутствии необходимых вложений в геологоразведку?

Тут и началась жизнь сапожника без сапог. Мы просто забыли об интересах самой нефтегазовой промышленности, слушая мантры про то, что там и так все хорошо. Оказывается, не так уж и хорошо. Естественно, что когда вас душат налогами, вы не можете инвестировать. В том числе и в геологоразведочные работы. Кстати, у нас геологоразведочные работы должны инвестироваться государством, но оно тоже устранилось. Посмотрите, те расходы, которые заложены в бюджет на геологоразведку, просто смешны. Государство у нас на прессу тратит больше. Хотя, может, это не слишком корректное сравнение, но все равно ситуация выглядит очень и очень не симпатично.

То, что открытие Великого было сделано, это, конечно, хорошо, но тоже там возникают вопросы. Интересно, кстати, что сделано оно было довольно небольшой компанией. Тут тоже интересный момент. Когда крупные компании стали спрашивать: «А вы будете разрабатывать это месторождение?», запасы ведь там довольно приличные, те сказали: «Вы знаете, у нас есть вопросы по экономике этого проекта».

И вот тут мы возвращаемся к теме налогов и отрасли. По предварительным данным, глубина запасов на этом месторождении может составлять 4-5 километров. Это более чем в два раза глубже, чем, например, в Ханты-Мансийском округе, традиционном нашем нефтяном Эльдорадо. Тут надо осознавать, что отрасль сейчас в стадии перехода от извлечения так называемой легкой нефти, ханты-мансийской, которая была открыта еще в советское время, к производству трудноизвлекаемой нефти. Это очень серьезный и болезненный переход, потому что когда мы говорим про добычу нефти на глубине пяти километров – это серьезный вызов. И у нас много рассуждений идет по трудноизвлекаемым месторождениям Западной Сибири, по Баженовской свите, но, извините, если у нас по-прежнему будет доминировать психология, мол, в отрасли все хорошо, давайте ее придушим и дальше налогами, у нас такие проекты, как Великое, разрабатываться не будут. Видите, крупные компании уже честно говорят: «Нам не интересны такие проекты при такой налоговой нагрузке». А собственно, сможет ли АФБ, та компания, которая открыла Великое, самостоятельно это месторождение разрабатывать? Да, сейчас поставили на баланс более чем 300 млн тонн, месторождение огромное, но что с ним делать? Как быть?

И поэтому открытие Великого приводит нас к простому выводу: у нас запасы еще, слава богу, есть, если заниматься их разведкой. А чтобы заниматься их разведкой, нужно менять отношение к геологоразведке и налоговый режим. И второй момент: запасы-то запасами, но эту нефть нужно добывать. Сейчас добыча нефти будет все более сложным и дорогим удовольствием. Если мы не откажемся от старых подходов к отрасли, не изменим налоговый режим, мы рискуем оказаться в стадии падающей добычи нефти, а это будет для нас пострашнее, чем падение мировых цен. Мы все привыкли обсуждать именно возможное падение мировых цен на рынке, забывая о том, что гораздо большей угрозой для нас является возможное падение добычи.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: ИТАР-ТАСС, 07.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики