Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Действующих проектов по нефтегазовому сотрудничеству санкции не коснутся»

«Действующих проектов по нефтегазовому сотрудничеству санкции не коснутся»

Запад в рамках третьей фазы санкций может ограничить экспорт технологий для ТЭК в Россию, сообщает Financial Times. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник ответил на вопросы ведущих Олега Богданова и Оксаны Барыкиной. 

Речь идет о возможном запрете на поставку наиболее современных технологий и оборудования для российских нефтегазовых компаний. В США такой запрет может быть введен в виде нового дополнительного лицензирования экспорта, аналогично тому, как это работает в сфере поставок военных технологий. Существующие нефтегазовые проекты могут быть ограждены от санкций, однако новые программы будут, возможно, или подвергнуты дополнительному контролю, или заблокированы.

Ок.Б.: — Александр Михайлович, я прочитала, что такие планы могут встретить сопротивление со стороны Италии. Почему?

А.П.: — Допустим, берем те созданные консорциумы, созданные альянсы "Роснефти" с зарубежными гигантами, с тем же ExxonMobil, с тем же концерном BP, Еni, а Eni, как известно, это итальянский концерн, и это в какой-то степени может мешать развитию кооперации, развитию новых проектов с итальянскими партнерами. Как известно, итальянцы участвуют в "Южном потоке" вместе с Россией, поэтому кооперационные энергетические связи очень сильны. Поэтому итальянцы не приветствуют такие мотивы, которые звучат из Вашингтона.

О.Б.: — Александр Михайлович, скажите, пожалуйста, насколько серьезно это для нас? Какой объем этого оборудования мы импортируем из Соединенных Штатов? Насколько серьезно это отразится на наших компаниях, если это вступит в силу?

А.П.: — Объем оборудования здесь больше все-таки. Как такового прямого импорта, может быть, и не существует в больших объемах, но есть именно моменты кооперации, моменты развития шельфовых проектов, моменты развития проектов добычи труднодоступной нефти. Здесь нужны, конечно, технологии, зарубежная технологическая база. У многих сервисных компаний, например, у Halliburton, есть серьезные наработки. Все вертикально интегрированные холдинги, все глобальные компании Америки в основном пользуются как раз возможностями нефтесервиса компании. У них очень широка эта наработка, и эта база позволяет развивать и наши проекты в рамках альянса.

О.Б.: — То есть, насколько я понял, именно этой области и сферы могут коснуться санкции, о которых пишет Financial Times?

А.П.: — Действующие, заявленные проекты уже трогать никто не будет, но это может повлиять на динамику и на расширение этих кооперационных связей. Но, опять же, все это не более чем обсуждения.

О.Б.: — Да.

А.П.: — Санкции имеют место рано или поздно заканчиваться, они же не бессрочные, и, опять же, имеется масса оговорок.

Ок.Б.: — Есть такое мнение, что работы на месторождениях баженовской свиты и на шельфе Карского моря, где Россия рассчитывает начать добычу нефти, если эти санкции будут все-таки введены, окажутся под угрозой.

А.П.: — ExxonMobil уже прокомментировал первые две волны санкций, что работа продолжится. Санкции, возможно, и будут соблюдаться, но на действующие проекты, я думаю, это не будет распространено.

Ок.Б.: — То есть это уже считается действующим проектом?

А.П.: — Если же все-таки будет ухудшение ситуации, возможно, проект просто будет сдвинут. Но, опять же, если мы смотрим на стратегию развития российского нефтегазового комплекса, то шельф уже сейчас по большому счету не приоритетный. Сейчас мы больше будем уходить в развитие труднодоступных залежей.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 13.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики