Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и ЕС прибрали к рукам украинский холдинг Burisma

США и ЕС прибрали к рукам украинский холдинг Burisma

Сын вице-президента США Джо Байдена и бывший президент Польши управляют украинской газовой компании Burisma — крупнейшим из частных газовых предприятий Украины. Чем это может обернуться, рассказывает эксперт

 

Список известных политиков в руководстве украинского нефтегазового холдинга Burisma пополнился сразу двумя громкими именами. Накануне СМИ сообщили о том, что в совет директоров компании вошёл сын американского вице-президента Джозефа Байдена — Роберт Хантер Байден, а сегодня выяснилось, что кипрским офшорным гигантом Brociti Investments Limited, которому и принадлежит Burisma, в числе других директоров управляет бывший президент Польши Александр Квасьневский.

Интересно, что именно Александр Квасьневский являлся ключевой фигурой в деятельности Евросоюза по склонению Украины к ассоциации. Пока Виктор Янукович находился у власти, Квасьневский 27 раз прилетал в Киев, параллельно предпринимая попытки освободить главного политического оппонента президента Украины — Юлию Тимошенко.

Роберт Хантер Байден — менее заметное лицо. Журналисты обратились к представителю Белого дома Джею Карни за комментарием по поводу того, каким образом произошло так, что сын ближайшего соратника Барака Обамы оказался, в самой гуще событий на Украине, но тот заявил, что работа Хантера Байдена Burisma не имеет отношения к деятельности администрации США.

«Хантер Байден, как и все члены семьи вице-президента, является частным лицом. И то, где он работает, не означает какой-либо поддержки администрации, президента или вице-президента», — сказал Джей Карни, опровергая заключения о том, что США теперь могут влиять на распределение украинского газа.

Сам Байден прокомментировал своё назначение следующим образом: «Послужной список Burisma Holdings в области инноваций и лидирующие позиции в сфере добычи газа могут стать мощным драйвером роста экономики Украины. В качестве нового члена совета директоров я верю, что моя помощь по вопросам прозрачности, корпоративного управления и международного развития может принести пользу экономике и народу Украины».

Что представляет собой Burisma, и почему в управлении именно этой компанией так заинтересовались люди, близкие к руководству США и ЕС, рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Холдинг Burisma — это одна из частных компаний нефтегазового сектора Украины. Она небольшая по добыче, потому что среди украинских добычных компаний фактически нет какого-то большого лидера. В основном добычу ведёт «Нафтогаз Украины» — это государственная компания, а Burisma — частная. Она добывает порядка 650 миллионов кубометров газа в год. Это небольшие объёмы. Для сравнения Украина потребляет порядка 51 миллиарда кубометров газа в год, то есть объёмы Burisma довольно маленькие. А собственная добыча Украины порядка 21 миллиарда кубических метра. То есть даже по сравнению с собственной добычей газа Украины, 650 миллионов — это совершенно незначительные объёмы. Но здесь важен тот факт, что Burisma может развиваться в дальнейшем и в частности может стать неким проводником государственной политики. Мы видим, что на Украине частные компании зачастую получают большие преференции и прежде всего это связано с импортом газа на Украину. И не исключено, что Burisma станет каким-то эксклюзивным импортёром газа в Европу. Теперь она европейская западноориентированная компания, так что очень может быть, что она получит какой-то особый статус.

Несмотря на то, что она добывает сравнительно малые объёмы, при этом среди независимых, частных компаний — она крупнейшая. Больше неё добывает газа только государственная компания, а заход иностранцев в государственную компанию воспринялся бы слишком ярко. Все сразу бы обвинили действующих политиков в продаже родины и так далее. А в частную компанию — пожалуйста. Это их выбор, они могут заходить туда. Но опять же, за счёт государства эта компания может получить какие-то большие привилегии, которые приведут её к большому финансовому успеху. В частности, какое-то особое право на импорт или эксклюзивное право на экспорт газа в Европу.

О конкретной схеме развития компании сейчас, конечно, говорить ещё рано. Другое дело, что мы можем предполагать, что ставка будет делаться именно на эту компанию, потому что действующая киевская власть зачастую говорит о реформировании и структуризации «Нафтогаз Украины». И возможно, если такой сценарий будет реализован, то реструктуризация пройдёт так: отделение добычных активов «Нафтогаза» от газотранспортной системы. Газотранспортная система останется в руках у государства, а добычные активы будут приватизированы. Так, в своё время, у нас РАО «ЕЭС России» реформировали. И в этом случае как раз Burisma станет покупателем государственных активов и частей «Нафтогаза Украины». Я допускаю такое развитие событий, потому что над Украиной повис гигантский долг и мне очень интересно как они его собираются гасить. А приход иностранцев в совет директоров Burisma будет преподноситься, как европейская помощь, как некие консультации по устранению энергетической зависимости Украины от России.

У Burisma есть лицензия на разработку месторождений, в том числе на юго-востоке Украины. Возможно, тот факт, что иностранцы заняли руководящие должности в Burisma, говорит о том, что Киев собирается приостановить, на их взгляд, политику, которую проводит Россия по отношению к Украине.

Компания занимается собственной добычей, она не закупает российский газ, потому что импортёром украинского газа является «Нафтогаз Украины» и с 2013 года это были компании Дмитрия Фирташа. Ещё раз хочу сказать, что Burisma не закупает российский газ, она занимается собственной добычей и тут же его продаёт на внутреннем рынке, то есть она не занимается экспортом, потому что себестоимость добычи на украинских месторождениях довольно высокая и транспортировать этот газ, к примеру, в Европу очень дорого».

Автор: Дарья Липина

Источник: Человек онлайн, 15.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики