Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дружба с драконом

Дружба с драконом

Многие из российских кланов, которые принято считать прозападными, уже активно работают с Китаем

Визит Путина в Китай — это больше чем просто важная внешнеполитическая поездка. Ситуация требует «ответа Чемберлену»: России важно показать, что западные санкции не превратят ее в автаркию. Отсюда и разговоры о развороте в сторону Китая. Хотя они, строго говоря, не вполне верны — Китай и так уже наш крупнейший внешнеторговый партнер. Однако речь идет о новом уровне отношений.

Судя по всему, визит пройдет в любимом путинском стиле — когда подписывается не один контракт, а целая серия соглашений, демонстрирующая прорывной характер. Мы готовы дать Китаю энергоносители (не случайно в центре обсуждения газовый контракт), военно-промышленные технологии (поставки новейших ракетных комплексов С-400 «Триумф» уже согласованы, обсуждаются проекты совместного производства вертолетов, а также поставки в Китай новых истребителей), предлагаем коммуникацию в области гражданской авиации и даже космоса. Россия готова пустить Китай в технологические закрома, где еще лежат востребованные у Китая советские разработки.

Раньше Китай рассматривался скорее как пугалка для Запада. Наша элита активно встраивалась в западную жизнь, рассматривая Восток как экзотику, но не как место приложения личных интересов. Многие важные решения проводились для синхронизации с Западом — взять хотя бы вступление в ВТО или Болонский процесс.

Это и породило у Запада ощущение, что российская элита ради шенгенской визы готова на все. Однако у элиты есть инстинкт самосохранения — она уже не верит Западу. Многие из кланов, которые принято считать прозападными, уже активно работают с Китаем. Число друзей КНР растет, и они снимают некоторые табу: скажем, «Роснефть» пустила китайских партнеров в акционерный капитал в ряде добывающих проектов, хотя раньше это было совершенно невозможно. Некоторым политикам даже проще говорить с китайцами — им, скажем, не нужно объяснять, зачем полпредом в Сибирском федеральном округе стал бывший главком внутренних войск МВД.

России нужно срочно решать проблему инвестиций, допуска к международному рынку капитала. Тут Китай — одна из немногих наших надежд. В ряде финансовых вопросов мы в одной лодке. Мы думаем про национальную платежную систему — а платежная система China UnionPay уже добилась успехов на внутреннем рынке. Но вот говорить о международном присутствии всерьез пока нельзя. И тут возможны совместные решения. Как и у проблемы возможного отключения от SWIFT и задачи создания альтернативной системы обмена межбанковскими сообщениями.

Так что все выглядит вроде бы логично. Однако надо понимать, что Запад в полном объеме нам все равно не заменить. Да и цена этой замены может оказаться высокой. Китайцы — сложные партнеры, жестко отстаивающие свои интересы и умеющие выкручивать руки даже тем, кто считает себя их партнерами. Запад фактически пихает нас в когтистые объятия восточного дракона. Зачем он это делает — остается загадкой. Неизвестно, сумеем ли мы выиграть от дружбы с Китаем, — но вот Китай своего точно не упустит.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 20.05.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики