Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Россия удерживает союзников экономическими льготами

И. Юшков: Россия удерживает союзников экономическими льготами

Россия идет на уступки Белоруссии, которая отказывается от членства в Евразийском союзе в случае повышения пошлин на нефть. По информации СМИ, в правительстве разрабатывается проект, предусматривающий снижение пошлин на экспорт нефти за счет повышения НДПИ.

Не случится ли так, что за белорусов придется платить россиянам, на которых монополисты зачастую перекладывают лишний груз со своих плеч? Как этого избежать? И как еще Россия может компенсировать потери из-за снижения пошлин на экспорт нефти?

На эти вопросы корреспонденту Pravda. Ru ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Белоруссия получала российскую нефть без пошлины, перерабатывала ее на своих заводах и отправляла нефтепродукты по европейским ценам за рубеж. Соответственно, маржу, которую Минск получал, продавая нефть по рыночным ценам, он оставлял себе. В этом и был основной навар, основная прибыль Белоруссии.

В дальнейшем Россия решила прикрыть эту лазейку и сначала поставляла нефть с учетом пошлины, но Белоруссия тогда заявила, что вообще откажется от российской нефти. Путем переговоров, пришли к соглашению, что Белоруссия получает беспошлинную нефть полностью для загрузки своих нефтеперерабатывающих заводов, но платит пошлину от экспорта нефтепродуктов.

Сейчас Россия собирается не повысить ее, а понизить. Это делается для того, чтобы они получали больше прибыли в свой бюджет, то есть, они будут оплачивать пошлину в российский бюджет, но эта пошлина будет маленькая. Основную маржу они будут оставлять себе, улучшая свою экономику.

Делается это на фоне украинского кризиса, чтобы Россия могла собрать вокруг себя своих союзников по Евразийскому пространству, тем самым укрепить свои позиции в экономической сфере.

Предоставление экономических льгот — это российская модель удерживания вокруг себя союзников. То же самое делается, например, в Армении. Как только Армения заявила, что вступает в российское экономическое пространство, в Таможенный союз, еще не применив каких-то мер, получила низкую цену на газ. Разумеется, со всем этим расплачиваются российский бюджет.

Россия фактически никак не может компенсировать потери из-за снижения пошлин. Есть общий тренд о том, чтобы отказаться от экспортных пошлин, заменив их повышением налога на добычу полезных ископаемых. То есть, вы не платите за вывоз нефти и газа, а платите за добычу, тем самым, перекладывая нагрузку из конечной точки производственного цикла, в начальную.

В целом, такая модель есть, потому что этого требуют правила ВТО. Они как раз предполагают, что вы отказываетесь от экспортных моделей налогообложения и перекладываете это все в налог на добычу полезных ископаемых».

Источник: Правда.RU, 12.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики