Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Позиции «Газпрома» в преддверии разбирательства Киевом в Стокгольмском суде выглядит сильными»

И. Юшков: «Позиции «Газпрома» в преддверии разбирательства Киевом в Стокгольмском суде выглядит сильными»

Нет четкого понимания, по какому именно вопросу украинская сторона будет предъявлять иск «Газпрому» в Стокгольмский арбитраж в отношении невыполнения Россией действующих газовых контрактов. Если это вопрос цены, то тогда здесь все понятно. Контракт от 2009 года есть в интернете – практически сразу после подписания он был опубликован украинскими СМИ. Все знают его условия в отношении объемов и цены поставок. Цена формируется рыночными механизмами (привязка к ценам на газойл и мазут в Италии). На 2009 год цена являлась практически идентичность стоимости газа для Словакии минус транзит.

Насколько известно, претензии Украины заключаются в том, что «Газпром» отменил две скидки. Первая начала действовать по итогам «Харьковских соглашений» 2010 года о продлении сроков пребывания российского Черноморского флота (ЧФ) на территории Украины. «Газпром» давал скидку в 30% от стоимости за 1000 кубов, но не более 100 долларов. Важно отметить, что по заключенным еще в 1990-х гг. соглашениям, ЧФ и так должен был находиться в Крыму до 2017 года. И аренда вся уже была проплачена. Скидка шла за счет будущего базирования после 2017 года. После присоединения Крыма соглашения были денонсированы. Поэтому «Газпром» потребовал возврата тех денег, которые «скинуты» Украине. И сама скидка тоже пропала. Она давалась за средства бюджета – правительство России обнулило экспортную пошлину на газ и таким образом субсидировало Украину за счет российского бюджета, а не за счет изменения контракта.

Вторая скидка была достигнута в результате договоренностей между президентами Владимиром Путиным и Виктором Януковичем в декабре 2013 года. Цена снизилась до 268,5 долларов за тысячу кубов. Эти положения закреплены в дополнительном соглашении – оно так же есть в интернете. Данная скидка была отменена по результатам первого квартала 2014 года. К концу этого срока задолженность Украины составила 2 млрд 200 млн долл. В период с января по март газ Украине предоставлялся по заниженной цене. Однако в феврале Киев только лишь отчасти оплатил поставки, а в марте и вовсе не заплатил ни цента поставленный газ. Вместе с тем, долги накапливались с августа 2013 года. Однако украинская сторона не признает их и не хочет по ним платить.

Есть контракт, и есть его невыполнение украинской стороной. Причем действующий контракт подписывали те, кто сейчас находится у власти в Киеве, в частности министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Кроме того, одной из побед «евромайдана» было немедленное освобождение Юлии Тимошенко, которая и подписала действующие газовые контракты. Ее осудили за подписание этих контрактов – за превышение должностных полномочий. Тогда если вы ее освобождаете и реабилитируете, значит вы признаете законность этого контракта. Кроме того, премьер Арсений Яценюк заявил о том, что в Крыму Россия отобрала 2 млрд. кубометров украинского газа. Однако максимальная мощность находящихся там хранилищ – всего 1 млрд. кубов, да и после зимы там осталось очень мало газа.

Таким образом, Украина не может выдвигать ультиматум России – налицо выполнение Москвой всех пунктов контракта. При этом «Газпром» готов сделать скидку Украине, но для этого надо хотя бы что-то заплатить. Однако Киев прибегает к шантажу – пока не сделаете скидку, мы не оплатим никакие долги. Спрашивается – если вы признаете цену в 268,5 долларов, то оплатите долги за то время, когда газ поставлялся по такой цене. Однако они этого не хотят.

То есть позиции «Газпрома» по исполнению газовых контрактов сильны, но вопрос в том, будет ли Стокгольмский суд объективен, поскольку общеевропейская позиция очень критичная в отношении России.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Источник: Politcom.RU, 30.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики