Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «У Еврокомисии нет инструментов для блокировки строительства "Южного потока"»

«У Еврокомисии нет инструментов для блокировки строительства "Южного потока"»

Представитель Еврокомиссии Сабина Бергер заявила, что строительство «Южного потока» должно быть приостановлено до тех пор, пока он не будет соответствовать правилам Третьего энергопакета. По мнению экспертов, у Еврокомиссии нет инструментов, чтобы заморозить проект, поэтому она использует политические рычаги давления на участвующие в нем страны.

Еврокомиссия хочет приостановить строительство «Южного потока». По словам ее представителя Сабины Бергер, проект должен быть заморожен до тех пор, пока он не будет соответствовать нормам так называемого Третьего энергопакета. Согласно ему, собственниками расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, которые занимаются добычей газа. В конце апреля Москва направила в ВТО иск против применения этих норм. По словам Сабины Бергер, это разбирательство подрывает основы рабочей группы с участием России и ЕС по согласованию проекта с европейским законодательством. Нормы Третьего энергопакета невыполнимы для «Газпрома», так как они полностью противоречат концепции «Южного потока», отметил партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

«Контракты „Газпрома“ на строительство участка вопиющим образом не соответствуют правилам Евросоюза по либерализации рынка и борьбе с монополией, поскольку отдают фактически этот участок полностью „Газпрому“ — под газпромовский газ, в управление „Газпрома“ и т. д. Весь смысл этого маршрута, который отрабатывает „Газпром“, — это монопольное владение трубопроводом, не пускать никаких третьих участников, то есть то, против чего категорически возражает Третий пакет. „Газпром“ же настаивает на том, чтобы все 28 членов Евросоюза изменили свое собственное законодательство», — поясняет Крутихин.

Ранее еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что переговоры по «Южному потоку» будут продолжены, когда Россия признает новое правительство Киева. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк также призвал заморозить строительство трубопровода, который прокладывается в обход украинской территории, так как, по его словам, Украина является надежным партнером. Межправительственные соглашения со странами-участниками «Южного потока» были подписаны до вступления в силу Третьего энергопакета. Требования Еврокомиссии политически мотивированы, уверен заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«У „Южного потока“ вообще нет никаких иных функций, кроме как обеспечить энергетическую безопасность Европы. У Еврокомиссии есть свои политические интересы, связанные в том числе и с тем, что им нужно демонстрировать поддержку киевским властям, а проект „Южный поток“ снижает ценность украинской транзитной системы. У Еврокомисии фактически нет инструментов заблокировать это строительство, они используют политический нажим на страны-участницы проекта — Болгарию и Венгрию», — пояснил Гривач.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что реализация «Южного потока» не может быть остановлена Еврокомиссией и строительство трубопровода продолжится. Чтобы Россия могла выполнить требования Третьего энергопакета, некоторые его положения должны быть пересмотрены, отметил президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

«Требование Третьего пакета не обеспечено пока внутренними подзаконными актами. Это некоторые принципы, но как их на практике применить, не вполне понятно, поэтому нужно попытаться принять приказные положения для проектов, которые уже были в определенной фазе до принятия Третьего пакета. Но это предполагает совместную работу. Если они не отрицают сам проект, а говорят, что „уважайте правила“ и т. д., то нужно четкое выяснение, в чем же эти правила, как их выполнить, достаточны ли они. И выяснится, что они не достаточны», — сказал Фейгин.

По словам Алексея Миллера, первый газ по морскому участку «Южного потока» поступит в Болгарию в декабре 2015 года.

Автор: Яна Пашаева

Источник: Коммерсантъ ФМ, 04.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики