Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Независимые производители наступают на «Газпром»

Независимые производители наступают на «Газпром»

И Путин не против

Российская газовая отрасль — поле борьбы политико-экономических групп. Прошедшее 4 июня в Астрахани заседание президентской комиссии по ТЭК это еще раз продемонстрировало. Суть противоречий остается прежней. Независимые производители газа лоббируют реформу отрасли. По их мнению, необходимо привести газовую промышленность к модели нефтяной, когда есть компания-собственник инфраструктуры, а сегменты добычи, переработки и сбыта разделены.

Пока никто о столь масштабных изменениях открыто не говорит. Но шаги в соответствующем направлении делаются. В 2013 году были приняты поправки в законодательство, дающие право экспорта сжиженного газа (СПГ) «Роснефти» («Дальневосточный СПГ») и НОВАТЭКу («Ямал СПГ»). Сейчас, кстати, в Госдуме на рассмотрении находится предложение предоставить право экспорта СПГ проекту «Печора СПГ», куда намерена войти «Роснефть».

Следующий шаг — либерализация экспорта трубопроводного газа. Однако и здесь независимые производители продвигаются постепенно. На заседании в Астрахани глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил разрешить независимым производителям экспорт газа по будущему газопроводу «Сила Сибири», который призван поставлять газ в Китай и во Владивосток, где будет создан завод СПГ.

По словам Сечина, независимые компании смогут добывать в восточных регионах страны 200 млрд кубометров газа в год. Хотя максимальная заявленная мощность «Силы Сибири» только 61 млрд. Участники заседания обсуждали более скромные возможности независимых производителей в Восточной Сибири — 20–30 млрд в год.

«Газпром» пытается сопротивляться инициативам по допуску независимых производителей к экспортному газопроводу. Зампредправления «Газпрома» Виталий Маркелов рассказывал, что Чаяндинское месторождение, являющееся основной ресурсной базой для «Силы Сибири», после выхода на проектную мощность будет давать 25 млрд кубометров с периодом постоянных отборов в 30 лет. Вместе с сопутствующими месторождениями к 2026–2028 годам суммарная добыча по Якутскому центру газодобычи составит 44 млрд кубометров. При этом еще 35 млрд будет давать Ковыктинское месторождение. Таким образом, «Газпром» хочет показать, что места в будущем газопроводе для независимых производителей нет.

Однако последнее слово остается за Владимиром Путиным. Он опасается полной либерализации экспорта газа, так как это может привести к конкуренции между российскими производителями и, как следствие, к снижению стоимости газа на рынке. А это сократит поступления в бюджет. Однако при лоббировании своих интересов у «Роснефти» есть преимущество перед «Газпромом». По словам Сечина, решение о либерализации экспорта восточносибирского газа приведет к существенному экономическому подъему региона. Это укладывается в логику политики переориентации России с Запада на Восток. Вопрос лишь в том, действительно ли Владимир Путин намерен осуществить полноценный «восточный разворот». Политика президента, направленная на конструктивный диалог с ЕС и США, заставляет в этом усомниться.

Пока можно говорить лишь о том, что Владимир Путин не принял решения относительно либерализации газовой отрасли. Он продолжает использовать систему сдержек и противовесов. Президент дал поручение рассмотреть вопрос докапитализации «Газпрома» на сумму строительства инфраструктуры для поставок газа на рынок АТР. Речь идет о выделении бюджетных средств на строительство газопровода «Сила Сибири». А независимые производители, в свою очередь, получат равный с «Газпромом» тариф на транспортировку газа и хранение его в подземных хранилищах концерна.

Подобный подход умиротворения противоборствующих сторон делает наиболее вероятным следующий сценарий разрешения конфликта вокруг восточносибирского газа. «Газпром» будет выкупать газ независимых производителей по экспортной цене минус стоимость доставки и экспортная пошлина. Но такой вариант вряд ли устроит независимых производителей, ведь следующим их шагом должно стать требование либерализации экспорта трубопроводного газа в Европу.

Автор: Игорь Юшков

Источник: Московский комсомолец, 05.06.2014 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики