Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уроки взаимопонимания

Уроки взаимопонимания

В Нормандии президент России Владимир Путин впервые с начала украинского кризиса встретился с западными лидерами: Франсуа Олландом, Ангелой Меркель и Дэвидом Кэмероном. Эксперты уловили в этом позитивные тенденции.

О возможных компромиссах и новых трендах в отношениях ЕС и России «Актуальным комментариям» рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

 - Это как раз тот случай, когда важны не принятые решения, а сам факт встречи. То, что Путин встретился и с Олландом, и с Меркель, и с Кэмероном - очень важно. Россия совершенно чётко показывает свою позицию: мы не хотим уходить в изоляцию, не хотим новой холодной войны, новых санкций, но при этом у нас есть чувство собственного уважения, а также некоторые моменты, с которыми мы никогда не согласимся. Европа ведь тоже понимает, что политика, в которую её втягивают Соединенные Штаты, принесёт ЕС колоссальные издержки. Мы ведь с Европой завязаны не только в энергетическом секторе.

Да и вообще, стратегически выталкивать Россию в Китай, - для Европы чудовищная ошибка. И многие политики и бизнесмены всё-таки отдают себе в этом отчет. 

Сейчас важен сам факт нормализации отношений. Пресса этому не очень способствует. Если посмотреть западные публикации, там было очень много спекуляций на тему отношений европейских лидеров к Путину: то писали, что никто с ним не хочет садиться рядом, то - что никто не хочет фотографироваться. Специально в американской прессе педалировалась тема, что Кэмерон и Путин друг-другу не пожали руку. Не знаю, что там с Кэмероном, а вот Олланд пожал, и это было на французских каналах.  

- То есть, встречи в Нормандии можно считать неким переломным моментом в отношениях России и ЕС?

- На самом деле, сейчас важен сам факт таких встреч. Произошла первая после крымских событий попытка открытого диалога. Путин визит в Нормандию не отменил и тем самым уже продемонстрировал, что готов к компромиссам и встречным шагам.

Но европейцы знают, что Путин – политик сильный, поэтому для компромиссов имеется предел. Понятно, что Путин ни за что не пойдёт на сдачу российской позиции только для того, чтобы с ним опять согласились вести разговор.

Я надеюсь, что здравомыслие в Европе всё-таки возобладает и будет сделана ставка на рациональный подход, потому, что издержки для Европы от противостояния с Россией колоссальные. И это не только конкретные издержки для бизнеса. Речь идёт о стратегической потере: если Россия, действительно, будет уходить в сторону Китая, то для Европы это настоящая катастрофа.

Встречи в Нормандии показывают, что диалог возможен. Мы надеемся на компромиссы с теми странами, с которыми у нас эффективные экономические контакты – это Германия, Франция, частично Италия. И, собственно, надеемся и на бизнес этих стран, который оказывает давление на политиков. Предприниматели пытаются противостоять санкциям, стараясь отстоять российских бизнесменов.

-  На полях подобных мероприятий принимаются важные решения, удаётся договориться о чём-то существенном?

-  Надеяться на то, что там произойдёт какой-то прорыв, нельзя. Но раз лидеры встречаются и говорят с глазу на глаз, жмут друг другу руку и это транслируется по европейским каналам – это хороший сигнал для общества; сигнал, который показывает, что есть большой шанс на нормализацию отношений.

Тем более, что никакого ввода войск на Украину нет, никакой аннексии Донбасса не планируется. Мы не совершаем никаких действий, которые можно трактовать как слишком агрессивные. Поэтому мы ждём от европейцев того, что они урезонят своих новых украинских партнёров, ведь бомбардировка собственных домов - это уже какое-то безумие. Ракетные удары с воздуха по собственным городам в список европейских ценностей не входит.

Мы тоже надеемся, что президент Украины какие-то уроки демократии в Нормандии получит. По крайней мере, ему дадут понять, что цивилизованные политики так себя не ведут. Тем более, что до 7 июня он может переложить ответственность на своих предшественников, но после инаугурации бомбёжки уже не могут продолжаться. Иначе отвечать за это придётся именно ему. Европейцам надо успеть объяснить всё это Петру Порошенко. Надеюсь, что какие-то зачатки компромисса будут найдены, потому что мы все этого хотим

-  Многие эксперты говорят, что Россия откажется от попыток громко стучаться в европейские двери и будет больше ориентироваться на азиатское направление. Ваше мнение на этот счет.

- Что касается нашего внешнеполитического курса, то раньше он был на Запад, этот курс проявлялся и в путинской политике. Мы видим много решений, которые были направлены на интеграцию России в европейское пространство: это и членство в ВТО, и присоединение к Болонскому процессу. Сейчас мы не говорим об отказе от европейской идентичности, но мы будем вести более сбалансированную политику и в экономическом, и в политическом, и в культурном плане.

На самом деле, важно, чтобы европейские политики отказались от догматизма, прежде всего, в отношении России. Корень всех проблем заключается  в том, что когда Россия предлагала европейцам широкий альянс, к нам относились примерно как ко второй Польше. Но к нам нельзя так относиться.

Такой подход во многом мешает Европе. Пока, конечно, европейцы не могут это преодолеть. Очень жаль. Безусловно, хотелось бы, чтобы мы сейчас белыми нитками сшили наши отношения и вернулись к реальной перезагрузке. Для этого от европейцев потребуются очень серьёзные усилия именно с точки зрения осмысления и нахождении подхода к России. Нельзя относиться к России как к какой-либо очередной маленькой восточной стране, которая умоляет взять её в союз. Так не будет никогда.

Россия показала, что можно принимать решения без оглядки на Соединённые Штаты. Я бы не сказал, что мир приходит к равновесию сил, но что, действительно, все осознали слабость гегемона – это очевидно. И для многих стран это явный сигнал.

Автор: Лина Вискушенко

Источник: Актуальные комментарии, 06.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики