Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «Еврокомиссия взяла курс на развал проекта „Южный поток“»

К. Симонов: «Еврокомиссия взяла курс на развал проекта „Южный поток“»

Правительство Сербии объявило, что Белград приостанавливает работу над «Южным потоком» после того, как Болгарская сторона также приостановила работу над этим проектом.

Будущее газового проекта «Южный поток» обсудили с Константином Симоновым, гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности.

Тихон Дзядко: Белград приостанавливает работы по «Южному потоку». Это заявление последовало вслед за заявлением представителей Болгарии и, собственно, Белград увязывает свою простановку с приостановкой болгарской. Что это означает? Это означает, что «Южному потоку» не бывать или же это какие-то временные препятствия, временные сложности?

Константин Симонов: Пока это означает то, что Европейская комиссия взяла курс на развал этого проекта. И использует любые политические рычаги для давления на страны, входящие в Европейский союз и кандидатов на вхождение в Европейский союз. Ну, совершенно ясно как шантажируют Сербию, намекая ей открытым текстом, что ее не возьмут в Европейский союз, а ей все-таки туда хочется, вслед за Хорватией.

Что касается Болгарии, то там вообще практически речь шла о развале правительственной коалиции, потому что европейские чиновники открыто давили на участников коалиции и, соответственно, распад этой коалиции угрожал правительству Соцпартии новыми выборами. Соответственно, этот момент тоже пришлось здесь учитывать. Но, что будет дальше, это хороший, вопрос.

Потому что я лично не считаю, что речь идет об окончании проекта «Южный поток» хотя бы по следующим причинам: во-первых, в ноябре у нас будет новый состав Европейской комиссии. Баррозу уйдет на пенсию, будет ловить рыбу где-нибудь на даче, и не исключено, что новый состав Европейской комиссии будет составлен по итогам, в том числе и выборов в Европейский парламент. И, как всем известно, довольно неплохие позиции получили евроскептики. Во-вторых, кризис в Болгарии будет неизбежным и досрочных выборов, я лично считаю, избежать не удастся.

И в этом плане, я считаю, очень интересным выступление Бойко Борисова, это предыдущий премьер, который всегда считался проамериканским политиком и всегда оппонировал правительству социалистов, которые все считали пророссийскими политиками как раз. Вот все там сейчас перемешивается, и Бойко Борисов сказал, что «Южный поток» не нужен. И вот представляете, будут перевыборы и нужно будет объяснить болгарскому избирателю, почему остановили проект, который должен был дать стране 2,5 млрд долларов транзитных денег в год.

Напомню, когда в январе 2009 года был кризис, когда мы прекращали поставки в Европу, София была одной из тех столиц, которая замерзала в физическом смысле. Тогда как раз холода наложились на прекращение поставок газа. София осознала, что такое — быть зависимой от Украины и жить зимой в январе без газа. И вот что скажут избиратели болгарские — это любопытный момент, потому что финансово этот проект для Болгарии выгодный. Здесь, как ни смешно, демократы играют в нашу пользу. Поэтому те изменения, которые мы увидим как в болгарской политике, так и в европейской политике этой осенью, они могут привести к изменению отношения к «Юному потоку». Поэтому я бы точку не ставил.

Тихон Дзядко: А если точка все-таки будет поставлена, насколько это сильно ударит по нашим планам и экономике?

Константин Симонов: Ну, вы понимаете, Россия не собирается уходить с европейского газового рынка, и вот так сказать, представьте: «Ну, ладно, вы нас убедили — Южного потока не будет, оставляем Украину». Это уже будет не серьезно. И Путин на это конечно не пойдет. Поэтому если мой прогноз не сбудется, и изменения в европейской политике не приведут к перезагрузке этого проекта, тогда, думаю, будем искать другие варианты.

Источник: ТК «Дождь», 09.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики