Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран ждет инициатив Армении

Иран ждет инициатив Армении

В Южном Кавказе началась ожесточенная борьба за трубопроводы, которая может привести к разрешению многолетних конфликтов, в том числе, карабахского.

Президент Ирана Хасан Рухани побывал с визитом в Турции, куда до этого 18 лет не ездили иранские лидеры. Турция и Иран пытаются договориться и о ценах на газ, и, видимо, о новых трубах, которые могут пройти через эту страну. Пока согласие не достигнуто, впрочем, с Ирана еще не сняты все санкции, но Тегеран пытается определиться с маршрутом трубы.

Иран предложил Турции и Азербайджану превратить Нахиджеван в зону свободной торговли и, фактически, открыть границы с Арменией. Но Турция понимает, что, открыв Армению, она лишится важной для себя иранской транзитной трубы.

Интересно, что Россия тоже начала думать о прокладке трубы через Турцию. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, например, заявил, что поскольку Европа блокирует прокладку российского Южного потока, Москве остается проложить трубу через Турцию. При этом, он сказал: «Европе скоро предстоит узнать, что такое Турция как транзитное государство. Я имею в виду очевидную вещь, что Турция тоже начнет шантажировать, как и Украина, Европу своим транзитным статусом».

Фактически, Турция, блокируя с помощью Азербайджана Армению и регион в целом, добилась того, что сейчас и Россия, и Иран, и Европа пытаются найти подходы к Турции, чтобы провести свои трубы по ее территории. При этом, для всех трех сторон Турция является ненадежным и нежелательным партнером. И они, наверняка, пытаются найти другие пути. А единственным таким путем является разблокирование Армении.

Насколько Ереван может воспользоваться этой уникальной возможностью и предложить свои транзитные услуги? Пока Ереван не сделал ни одного официального предложения ни Ирану, ни Западу, видимо, чтобы не сердить Россию, которой блокирование Армении сейчас жизненно выгодно. Россия будет делать все, чтобы труба проходила не через Армению. Оставив Западу и Ирану в качестве «альтернативы» себе Турцию, Москва как бы набивает себе цену.

Ереван, вместо того, чтобы выдвигать инициативы, ждет, кто выиграет в этой «битве титанов». Но отсутствие инициативы со стороны Армении убеждает все стороны, что Ереван не в состоянии принимать самостоятельные решения. Не случайно сегодня начинается визит главы Еврокомиссии Баррозу и еврокомиссара по энергетике Эттингера в Азербайджан и Туркмению, с которыми они будут обсуждать проект Набукко. А 16 июня в Баку поедут министр иностранных дел России Сергей Лавров и вице-премьер-Дмитрий Рогозин. Баррозу и Лавров в Армению не приедут, им не о чем говорить в Ереване. 

Автор: Наира Айрумян

Источник: Lragir.am, 11.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики