Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Акела не промахнулся

Акела не промахнулся

К. СИМОНОВ: «Российско-китайский газовый контракт вполне подходит под определение win-win: в результате его подписания в выигрыше остались обе стороны»

Соглашение, подписанное между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) 22 мая 2014 года, уже назвали сделкой века. В то же время все чаще звучат утверждения, что условия контракта невыгодны для России и что при согласовании условий чрезмерно большую роль сыграли политические, а не экономические факторы. Чем обоснованы такие выводы? На какие плюсы Россия может рассчитывать в результате подписания контракта? Как будут дальше развиваться отношения между Россией и Украиной в сфере энергетики и насколько велик риск возникновения третьей газовой войны? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор по внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ Константин СИМОНОВ.

NBJ: Константин Васильевич, китайско-российский газовый контракт, заключенный в конце мая, – на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых тем в нашем деловом сообществе. При этом очень часто можно услышать мнения, что этот контракт – своеобразный «наш ответ Чемберлену», что его подписание стало прямым следствием введенных против России санкций. Справедливы ли, с Вашей точки зрения, подобные утверждения?

К. СИМОНОВ: Я бы ответил так: и да и нет. С одной стороны, безусловно, у этой истории есть некий политический подтекст: Европа, хоть и неохотно, все-таки включилась в режим санкций. На данном фоне все чаще звучат заявления о том, что странам ЕС нужно отказаться от российских энергоносителей или, во всяком случае, существенно снизить свою энергозависимость от России. Тут само собой возникает желание ответить: вы хотите отвязаться от нас – ну так и мы проживем без вас. 

NBJ: А эта картинка не является упрощенной?

К. СИМОНОВ: Конечно, является, хотя бы потому, что контракт, предусматривающий поставки российского газа в Китай, согласовывался не полгода в авральном режиме, а на протяжении последних десяти лет. Ведь понимание того, что рискованно поставлять газ на один европейский рынок и тем более рискованно это делать в условиях наличия в странах ЕС политиков, воспринимающих Россию как недружественное государство, было всегда. Я думаю, что не открою государственной тайны, если скажу, что русофобские настроения в европейских политических кругах довольно сильны, особенно сильны они в странах Восточной Европы, страдающих от «родовой травмы». Так что стремление диверсифицировать покупателей, выйти на азиатский рынок сформировалось намного раньше, чем начался украинский кризис. Кроме того, были и объективные экономические предпосылки.

NBJ: Какие именно?

К. СИМОНОВ: Прежде всего речь идет о том, что Европа с точки зрения потребления энергоносителей стагнирует, а азиатские экономики, напротив, растут, что неизбежно приводит к повышению их потребностей в газе. В Китае, например, импорт голубого топлива ежегодно увеличивается на 25%. В Японии, Южной Корее и других странах региона темпы роста потребления газа несколько ниже, чем в Китае, но в целом они достаточно высоки, что вполне объяснимо. В Японии, например, после фукусимской трагедии частично отказались от атомной энергии. В Южной Корее на газ переводится общественный транспорт. В Индии очень высока доля угля в энергобалансе, как, впрочем, и в Китае, это подталкивает обе страны к активному использованию газа в промышленности. Так что азиатский рынок в целом очень интересный и перспективный для стран – продавцов голубого топлива. С учетом этого бессмысленно говорить о том, что Россия, подписывая контракт, руководствовалась принципом «раз нас обидели в Европе, срочно бежим в Азию».

NBJ: Насколько я понимаю, речь идет о том, что газ в Китай будет поставляться не из тех месторождений, из которых он поставляется в Европу. Так что с этой точки зрения Европа не должна столкнуться с дефицитом газа.

К. СИМОНОВ: Она и не столкнется, речь действительно идет об иных месторождениях. Их сложно ориентировать на Запад, поскольку в газовом бизнесе очень важны расстояния, транспортное плечо здесь играет огромную роль, поскольку транспортировка газа в семь-восемь раз дороже, чем транспортировка нефти. Тянуть трубу в Европу от месторождений, находящихся под Иркутском и в Якутии, – слишком накладно. А вот поставлять оттуда газ в Китай намного выгоднее.

NBJ: Вы сами признали, что в истории с подписанием российско-китайского контракта есть политический подтекст – стремление если не лишить Европу газа, то хотя бы слегка припугнуть ее.

К. СИМОНОВ: Фактор политики катализировал процесс согласования условий и подписания контракта. Не будь обострения ситуации из-за украинского кризиса, возможно, подписание было бы отложено еще на какое-то время. Но с учетом нынешней политической конъюнктуры России было важно продемонстрировать серьезный успех. Запад внимательно отслеживал визит Владимира Путина в Китай и гадал, промахнется Акела или нет. Выяснилось, что нет, не промахнулся. В результате мы заключили контракт на достаточно выгодных условиях.

NBJ: А вот выгодность условий и оказалась сейчас под сомнением: в западной прессе активно муссируются слухи, что Россия была вынуждена пойти на огромные уступки ради того, чтобы обрести новый рынок для сбыта газа.

К. СИМОНОВ: Справедливости ради следует сказать, что такие утверждения есть и в российской прессе. В данном случае мы сталкиваемся с поразительным неверием нашего экспертного сообщества в способность российского руководства заключать выгодные для страны контракты. Причем стремление критиковать нашу власть – не важно за что, главное, критиковать – доходит до абсурда. Я прекрасно помню, как те эксперты, которые сегодня говорят о пренебрежении интересами страны при заключении сделки с Китаем, несколько лет назад кричали о том, что надо заключить контракт на любых условиях по любой цене, даже самой демпинговой. А сейчас они возмущаются: безобразие, будем продавать в ущерб себе. Где тут логика?

NBJ: А где она была раньше? Зачем было лоббировать заключение контракта по демпинговым ценам?

К. СИМОНОВ: Тогда модно было говорить, что надо срочно занять китайскую нишу, пока ее не заняли Бирма, Туркменистан или Австралия. Это, конечно, абсурдная идеология. Тут важнее другое: любой слух, любая спекуляция, подтверждающая уверенность таких экспертов в неспособности руководства страны договариваться на выгодных для России условиях, воспринимается на ура. Не успело появиться сообщение о подписании контракта, как тут же в СМИ была вброшена цифра – 350 долларов за тысячу кубометров, и она стремительно разошлась по всем газетам, порталам и т.д. А вслед за ней стали множиться заявления о том, что Россия прогнулась по цене.

NBJ: Мне не очень понятно почему. 350 долларов за тысячу кубометров – не такая уж плохая цена.

К. СИМОНОВ: Смотря с чем сравнивать. Средняя цена поставок нашего газа в европейские страны колеблется в диапазоне от 370 до 380 долларов за тысячу кубометров. Поэтому с точки зрения соблюдения принципа равнодоходности цена газа для Китая должна была быть на том же уровне.

NBJ: Возможно, все спекуляции о 350 долларах произрастают из того, что «Газпром» не называет цену. Тут же начинают ползти слухи: если скрывают, значит цена плохая.

К. СИМОНОВ: Если на то пошло, то очень часто при заключении таких контрактов цена не озвучивается, поскольку условия соглашения рассматриваются как коммерческая тайна. Бывают, правда, случаи, когда контракты появляются в печати. Например, так было в 2009 году, после заключения контракта о поставках газа на Украину. Причем в открытый доступ попала вся информация: и формула цены, и механизм начисления штрафных санкций, и объемы поставок.

NBJ: Звучит как анекдот.

К. СИМОНОВ: Тем не менее так и было. И это, как ни странно, пошло на пользу России. Сейчас нет ничего проще, чем ответить на все выпады и спекуляции со стороны украинских экспертов: ребята, читайте внимательно контракт, он был опубликован в ваших СМИ, там все прописано от и до.

Вернемся к вопросу о цене поставок газа в Китай. Давно и хорошо известно, что шила в мешке не утаишь: глава «Газпрома» Алексей Миллер не озвучил цену, зато назвал другие ключевые условия соглашения: 30 лет, 38 млрд тонн, 400 млрд долларов. Из этого и вывели цену 350 долларов, тупо перемножив одни цифры и разделив на другие. На самом деле речь идет о том, что поставки «на полку», то есть на максимальный уровень, должны выйти только через пять лет, а в течение первых пяти лет действия соглашения Россия будет поставлять Китаю в среднем чуть более 16 млрд кубов в год. Мы учли это, провели свою калькуляцию – у нас получилось 388 долларов за тысячу кубов. Если вы посмотрите оценки инвестиционных банков, то увидите, что этот показатель идеально вписался в прогнозы их экспертов: они считали, цена по контракту будет в диапазоне от 380 до 390 долларов.

NBJ: Причем вписался ближе к верхней границе.

К. СИМОНОВ: Вот именно. Принципиально важно, что эта цена выше, чем стоимость поставок нашего газа в страны ЕС. Но следует учитывать следующее: в этом договоре есть еще ряд очень важных моментов, например, заключение контракта на 30 лет с привязкой к нефтяным ценам. Европейцы давно пытаются добиться от России согласия на заключение спотовых контрактов, их девиз при этом – долгосрочные контракты с привязкой к нефтяным ценам несовременны. А тут мы именно такой контракт заключаем с Китаем!

NBJ: Да, неудачно вышло для Европы. А на какие сроки мы обычно заключаем газовые контракты со странами ЕС?

К. СИМОНОВ: Традиционно на те же сроки: 20, 30 лет. Кстати, в том числе и поэтому Европа, как бы она ни злилась сейчас на Россию, не может отказаться от поставок российского газа.

NBJ: О Европе, если не возражаете, поговорим несколько позже, а пока все-таки о китайском контракте. Итак, в активе у России выгодная цена, доказательство, что долгосрочные контракты с привязкой к нефтяным ценам не вышли из моды, выход на желанный азиатский рынок… Что-то еще?

К. СИМОНОВ: Еще очень многое и очень важное. Контракт предусматривает масштабное строительство, создание инфраструктуры: его выполнение потянет за собой прокладку дорог, появление новых предприятий и нескольких тысяч рабочих мест, увеличение спроса на трубы, сталь, автоперевозки и т.д. То есть речь идет именно об инфраструктурном проекте, реальной точке роста нашей экономики. Об этом в пылу обсуждения цены поставок тоже не стоит забывать.

NBJ: Все же странно, что китайцы, которых даже В. Путин назвал сложными переговорщиками, не сыграли на наших трудностях и не сбили цену.

К. СИМОНОВ: Не сбили, потому что были заинтересованы в заключении соглашения ничуть не меньше, чем мы, правда, по другим причинам. Только Россия может предложить поставки газа на северо-восток Китая – именно этот регион является центром китайской промышленности. Западная часть Поднебесной промышленно неразвита, ее весьма скромные потребности в газе отлично закрываются за счет поставок голубого топлива из Туркменистана и Узбекистана.

NBJ: Эти страны могли бы протянуть свои трубы в восточную часть Китая.

К. СИМОНОВ: Теоретически да, а практически цена их газа тогда бы стала для Китая огромной, поскольку речь шла бы о транспортировке голубого топлива на тысячи километров. Мы же предлагаем поставлять газ в те провинции, которые в них очень нуждаются по приемлемой цене. Чтобы понять это, посмотрим, как закрывает Китай свои потребности в газе сейчас: он экспортирует СПГ по цене 500 долларов за тысячу кубометров, это стоимость поставки газа на побережье. Прибавьте сюда еще расходы на его транспортировку и увидите куда более впечатляющую цифру. Российское предложение на этом фоне выглядит очень привлекательно, поэтому нет ничего удивительного в том, что Китай радостно подписал соглашение. Это была ситуация win-win, когда в выигрыше остались обе стороны.

Кстати, при оценке соглашения в целом не стоит упускать из виду и геополитический момент. Предположим, Китай мог бы заключить соглашение о поставках газа из Австралии или, скажем, из Катара. Но тут бы сразу возникли вопросы: а насколько безопасной была бы логистика таких поставок, ведь они бы шли по морю, а там и конфликт Ирана с Саудовской Аравией, и зона действия американского военно-морского флота. Поставки могут быть сорваны либо из-за вдруг вспыхнувшего военного противостояния, либо из-за перекрытия проливов в рамках борьбы с пиратами. В случае же с Россией речь идет о трубе, которая проходит исключительно по территории страны-продавца, нет никаких морских перевозок и транзитных государств. К тому же у РФ, несмотря на все инсинуации, репутация надежного поставщика: мы никогда не использовали газ как инструмент политического шантажа. Нынешняя ситуация с Украиной это наглядно подтверждает. Можно говорить что угодно, но мы пять месяцев поставляли фактически бесплатный газ в страну, которая не собиралась и не собирается его оплачивать.

NBJ: Еще говорят, что поставки российского газа в Китай будут оплачиваться либо в рублях, либо в юанях, но никак не в долларах США. Это слухи или реальные намерения?

К. СИМОНОВ: В случае с Китаем это вполне возможно. Я не исключаю того, что именно так и будет. И Россия, и Китай заинтересованы в сокращении объемов расчетов в долларах США.

NBJ: Вопрос, который напрашивается сам собой, когда слушаешь о плюсах российского газового контракта: чем может ответить на это Европа? Диверсификацией источников энергии и поставщиков газа?

К. СИМОНОВ: Знаете, на этот вопрос я всегда отвечаю так: я уже на протяжении по крайней мере десяти последних лет слышу о планах Европы разнообразить поставщиков, покончить с энергозависимостью от России и т.д. Но воз и ныне там.

NBJ: Тут можно возразить: про контракт с Китаем тоже говорили последние десять лет, возможно, поэтому до последней минуты эксперты сомневались в том, что он будет подписан.

К. СИМОНОВ: Контракт подписан, это свершившийся факт. Давайте посмотрим на результаты европейских призывов к диверсификации и снижению энергозависимости от России. В 2013 году мы поставили на рынки Европы и Турции 163 млрд кубов, что стало абсолютным рекордом за всю историю поставок нашего голубого топлива. Если это не крах политики ухода от сырьевой зависимости, то что?

NBJ: А почему этот крах стал возможен? Совсем-совсем не у кого покупать газ, кроме как у России?

К. СИМОНОВ: Тут, знаете ли, был продемонстрирован непрофессионализм со стороны наших европейских партнеров. Страны Европейского союза долго и победно говорили о том, что они построят СПГ-терминалы, у них будет прекрасный газ, но не российский. Хорошо, терминалы построены, и по итогам 2013 года выясняется, что 80% их пустуют, мощности не используются. Видимо, те, кто настаивал на их строительстве, теперь сидят и ждут, что в терминалах каким-то волшебным образом окажется нероссийский газ, что они магнитом будут притягивать танкеры.

NBJ: В одном из своих интервью Вы говорили, что на Украине в какой-то момент возникла секта свидетелей трубы, а в Европе, значит, есть секта свидетелей терминала?

К. СИМОНОВ: Да, здесь налицо религиозное мышление: терминалы рассматриваются как жертвенники, на которые, если усердно молиться и верить, рано или поздно снизойдет священный огонь. Беда только в том, что газ – реальная вещь, а не некий магический артефакт, и просто так он никуда не приходит, особенно в нынешней рыночной ситуации. Я уже говорил, что в странах Азии наблюдается экономический рост, естественно, они становятся жадными до газа, поэтому катарский экспортный газ, на который так рассчитывала в свое время Европа, полностью уходит туда. Норвегия, на которую тоже возлагались надежды, не способна нарастить добычу газа – ей бы сохранить ее нынешние объемы. Туркменистан завязан на Китай, так что рассчитывать на его газ бессмысленно. Ну вот и хочется спросить: может, не надо изобретать велосипед и выдумывать все новые и новые фантастические проекты, когда под боком есть нормальный стабильный поставщик.

NBJ: А Азербайджан?

К. СИМОНОВ: Хорошо, что напомнили. К концу этого десятилетия Азербайджан сможет поставлять в Европу в среднем около 10 млрд кубов ежегодно. Учитывая потребности стран ЕС, это просто смешно, для сравнения: Россия сейчас поставляет в Европу газ в объеме 163 млрд кубов.

NBJ: Но есть и новый объект поклонения – всемогущий и неисчерпаемый сланцевый газ, который придет и всех накормит.

К. СИМОНОВ: Да, это последняя фишка, которую сейчас усердно разыгрывают. Что ж, давайте посмотрим, как обстоят дела с ним. Добыча сланцевого газа в Европе невозможна, поскольку она предполагает постоянное горизонтальное бурение с использованием воды и химических реагентов. Одно дело – добывать его в штате Техас, где много пустующих площадей, и совсем другое, например, в Польше, где повсюду то деревня, то город.

NBJ: Но речь, если я правильно понимаю, идет не о добыче сланцевого газа внутри ЕС, а о его поставках из США.

К. СИМОНОВ: Возможно, такие поставки будут, но в небольших объемах, и уйдут эти поставки не в Европу, а в Азию. Кроме того, надо учитывать такой момент: в США внутренние цены на газ очень низкие, это дает американским производителям огромное преимущество. Америка может производить дешевые товары и поставлять их в европейские и другие страны. Если же начнется массовый экспорт американского газа, то цена на него внутри страны неизбежно пойдет вверх, тогда американские товары сильно потеряют в своей конкурентоспособности. Вот и ответ, почему, несмотря на все угрозы и истерики, вызванные украинским кризисом, не было выдано ни одной лицензии на поставки американского газа в Европу. Если у стран ЕС до сих пор есть иллюзии, что «большой брат» поможет им в газовом вопросе, то им придется заплатить за свои заблуждения очень высокую цену.

NBJ: Есть и еще одно, совсем новое утверждение: под Славянском обнаружен сланцевый газ, поэтому для Киева жизненно важно прижать Донбасс к ногтю.

К. СИМОНОВ: Знаете, на Украине сейчас подобные байки появляются каждый день: то они газ под Славянском обнаружили, то в Крыму, оказывается, были астрономические залежи газа и не менее астрономические запасы газа в хранилищах. Что называется, любые выдумки хороши, лишь бы не платить России за уже осуществленные поставки голубого топлива.

NBJ: Вот мы и подошли к Украине и ко всей нынешней ситуации, которую уже, правда, пока робко, называют третьей газовой войной. Война не война, а переговоры по поставкам газа на Украину, похоже, и впрямь в тупиковом состоянии.

К. СИМОНОВ: Ну это действительно уже из серии абсурда. Украина признает, что получала российский газ, соглашается с ценой 268,5 долларов за тысячу кубометров, то есть с ценой, которая была установлена на I квартал 2014 года. Власти Украины не отрицают того, что долг за первый квартал составляет 2,2 млрд долларов. Мы говорим: заплатите, и мы вернемся к переговорам об оплате поставок в следующем квартале, рассмотрим возможность предоставления скидок. Украина отвечает: хорошо, мы заплатим. Потом вдруг вспоминает что у нее отняли Крым и похитили месторождения газа. И результат: мы вам, проклятым оккупантам, платить не будем!

NBJ: Россия сделала следующий вразумляющий шаг – перевела Украину на предоплату. Странно, что это, похоже, не пугает ни саму Украину, ни ЕС, который тоже может пострадать, как это было во время второй газовой войны в 2009 году.

К. СИМОНОВ: Наверное, сказывается фактор лета – в теплый сезон Украина не испытывает острой потребности в газе. Это позволяет украинским властям гордо заявлять на весь мир: «москали не задушат вильных украинцев» и страна запросто обойдется без тоталитарного газа…

NBJ: Все бы хорошо, только осень и зиму никто не отменял.

К. СИМОНОВ: Совершенно верно. Тогда Украина окажется перед выбором: либо замерзнуть, либо начать подворовывать газ, предназначенный для европейских потребителей. Думаю, нет смысла гадать, что она выберет. Значит, с высокой степенью вероятности мы вынуждены будем полностью перекрыть поставки газа по этой трубе, следовательно, замерзать вместе с Украиной будут Болгария, балканские страны и Чехия.

NBJ: Ничего принципиально нового – такое уже было. Но вот интересно, почему ЕС так спокойно относится к этой «радужной» перспективе?

К. СИМОНОВ: Я думаю, это связано в том числе с тем, что сейчас идет процесс смены власти в Евросоюзе. Нынешним чиновникам в Брюсселе не до того, чтобы решать газовые проблемы – этим будут заниматься их преемники. На Украине тоже межвластье. К тому же, как я уже говорил, на всех оказывает влияние сезонный фактор – лето. Ну и наконец, не стоит списывать со счетов США: американские власти оказывают колоссальное давление на своих европейских партнеров, которые далеко не всегда готовы противостоять ему. Украинский кризис наглядно демонстрирует это: что принесла Украина Европе, кроме постоянной головной боли и политических рисков?

NBJ: Если бы только политических... Я думаю, что и экономических тоже. Украину ведь надо кормить, ее экономика, насколько я понимаю, априори несамостоятельна.

К. СИМОНОВ: Ну если что и можно утверждать наверняка, так это то, что Европа кормить не будет. Даже когда не было еще всей этой майданной «революции» и ситуация в стране была под контролем, европейские инвесторы вкладывали средства исключительно в украинскую пищевую промышленность, но никак не в машиностроение и металлургию.

NBJ: Россия будет продолжать субсидировать украинскую экономику?

К. СИМОНОВ: Хороший вопрос. Тут мнения расходятся. Лично я считаю, что нам надо развивать внутреннее производство и активировать процессы импортозамещения украинской продукции. Многие эксперты, напротив, говорят о необходимости сохранять связи с украинской экономикой. Ну а пока мы видим, что на Украине уже идет резкий спад в машиностроении и металлургии, а у нас в тех же отраслях, напротив, наблюдается рост.

NBJ: То есть пока мы думаем и гадаем, процесс импортозамещения уже идет?

К. СИМОНОВ: Вот именно. На мой взгляд, ничего трагичного в этом нет.

NBJ: У Вас есть прогноз, как дальше будет развиваться экономическая и политическая ситуация на Украине?

К. СИМОНОВ: Есть, только он не слишком оптимистичный: через какое-то время в стране начнется полномасштабный экономический кризис, имеющий очень тяжелые, можно сказать, катастрофические социальные последствия. Кстати, нельзя сказать, что в данном случае мы увидим что-то принципиально новое. В 2004 году, как вы помните, к власти тоже пришел «оранжевый» президент, который, несмотря на всю свою русофобию, был вынужден через какое-то время наладить отношения с Россией. Ничего не поделаешь, Россия с Украиной тесно связаны.

NBJ: Однако пока речь идет о подписании экономической части ассоциации с ЕС. Даже дата уже называется – 27 июня. Значит ли это, что Европа будет готова помогать Украине материально?

К. СИМОНОВ: Ни в коей мере. Скорее ЕС по доброй сложившейся традиции скажет новым украинским властям: главное – институты, надо их создать, тогда все наладится; мы вам поможем, пришлем своих консультантов, напишем тома рекомендаций, а вы их исполняйте, и будет вам счастье. Но денег не даст, у ЕС даже мыслей таких нет. Там прекрасно понимают, что Украина нуждается в колоссальных денежных вливаниях на постоянной основе. И никто, кроме России, ей эти вливания обеспечить не сможет.  

Беседовала Анастасия Скогорева

Источник: Национальный банковский журнал, 10.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики