Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ уходит на восток

Газ уходит на восток

Самым главным достижением российско-китайской встречи на высшем уровне стало подписание грандиозного газового контракта между двумя странами, условия которого стороны не могли согласовать до этого долгие десять лет. Сделка висела на волоске и в ходе визита российского президента Владимира Путина в Шанхай. Однако в результате подписан один из крупнейших в истории контрактов на 400 миллиардов долларов.

Российский «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали контракт на поставку в КНР 38 миллиардов кубометров газа в год в течение 30 лет. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, такого крупного контракта у российского газового монополиста нет ни с одной компанией мира. При этом цену на газ он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну.

По словам Миллера, для газовых месторождений, которые станут ресурсной базой для поставок в Китай, «стороны предусмотрели предоставление преференсных налоговых режимов». Какие именно, стало ясно уже после окончания визита: вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович пообещал, что налог на добычу полезных ископаемых для этих месторождений будет обнулён.

Сейчас Россия поставляет в Китай только сжиженный природный газ, СПГ, причём в очень небольших объёмах. Такое положение дел уже не устраивает обе стороны. России в силу геополитических причин нужен полномасштабный выход на новый для себя азиатский рынок, а Китаю требуется всё больше газа, потому что он упорно замещает традиционно используемый уголь менее вредными видами топлива.

Стоит напомнить, что газовый контракт между Россией и КНР обсуждался с разной степенью интенсивности с 2004 года. Эти переговоры ещё в 2009 году привели к подписанию меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа. Несколькими месяцами позднее стороны поставили подписи под «дорожной картой» к этому меморандуму и рамочным соглашением об основных условиях поставок между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.

Дело оставалось за малым: согласовать базовую цену в формуле ценообразования. «Газпром» настаивал на «европейской» цене, которая в прошлом году, напомним, превышала 400 долларов за тысячу кубометров. Для Китая же такой уровень был абсолютно неприемлемым, так как тарифы в КНР регулируются государством. То есть при той стоимости, на которой изначально настаивал «Газпром», китайским компаниям пришлось бы закупать газ дороже, чем они смогли бы его затем продать на внутреннем рынке.

В 2013 году Китай предложил привязать цены российских поставок к ценам «Хенри хаб» — распределительного узла в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов. Именно этот параметр служит ориентиром для определения цен по спотовым — то есть разовым — газовым контрактам в США.

Такой подход уже категорически не устраивал Россию, поскольку из-за сланцевой революции в Соединённых Штатах газ там резко подешевел, и цена на «Хенри хаб» получалась в два-три раза ниже, чем расценки в Европе. Например, в 2013 году, на момент предложения Китая, она составляла 140–150 долларов за тысячу кубометров.

Сколь ни велики были разногласия, согласовать цену в ходе визита Владимира Путина в Шанхай всё-таки удалось, причём, судя по утечкам из источников, близких к российской делегации, в результате бессонных ночей и запредельного нервного напряжения переговорщиков. Единственное, что прояснил по этому поводу российский президент: стоимость российского газа, поставляемого в Поднебесную, так же, как и в случае с европейскими потребителями «Газпрома», будет исчисляться по формуле, привязанной к рыночной цене на нефть и нефтепродукты.

Если говорить, конкретнее, формула цены на газ для Китая будет базироваться на стоимости корзины японских нефтепродуктов — так называемый Japanese Crude Cocktail. Кроме того, формула цены предусматривает условие, используемое «Газпромом» в Европе — «бери или плати».

Между тем аналитики уже вовсю гадают, сколько же будет платить Китай за тысячу кубометров российского газа. Не остался в стороне от этого процесса даже министр экономического развития России Алексей Улюкаев. «Как говорили представители «Газпрома», цена поставки — это коммерческая тайна, но по моим оценкам, она составит около 350 долларов», — заявил он.

Любопытно, что озвученная министром цифра существенно ниже оценок большинства экспертов, которые на основании своих расчётов предполагали, что российский газ для Китая обойдётся в 380-390 долларов за тысячу кубометров. В частности, именно такую прогнозную цену назвал в разговоре с «Эхо» зампред Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Как пояснил эксперт, при оценке базовой цены контракта он исходил из того, что на уровень поставок в 38 миллиардов кубометров в год «Газпром» выйдет только через пять лет с момента начала поставок.

А ещё сумма в 350 долларов за тысячу кубометров значительно ниже среднеевропейской цены, которая в этом году составляет порядка 380 долларов за тысячу кубометров. И тем более той, что с апреля должна платить «Газпрому» Украина: свыше 485 долларов за тысячу кубометров. При том что в Европе уже имеется развитая газотранспортная сеть.

Но если точную цену газа стороны пока скрывают за покровом коммерческой тайны, то в вопросе о том, по какому именно маршруту потечёт в Поднебесную российский газ, достигнута полная ясность.

Напомним, что изначально обсуждались два маршрута: западный и восточный с общим объёмом поставок до 70 миллиардов кубометров в год. Но в марте 2013 года было решено ограничиться только восточным маршрутом с объёмом до 38 миллиардов кубометров в год.

Он предполагает строительство уже спроектированного газопровода «Сила Сибири» длиной 4800 километров, который должен соединить Якутский, а затем и Иркутский центры газодобычи через Хабаровск с Владивостоком. В районе Благовещенска от него пойдёт ответвление на правый берег Амура. Базовыми для Якутского и Иркутского центров являются Чаяндинское и Ковыктинское месторождения соответственно. В первом запасы газа составляют более 1,2 триллиона кубометров, здесь «Газпром» планирует выйти на проектный уровень добычи в 25 миллиардов кубометров в год.

Ковыктинское месторождение более крупное, его запасы оцениваются в полтора триллиона кубометров газа, и ожидаемый уровень добычи будет составлять около 35 миллиардов кубометров ежегодно. Поставки также планируется осуществлять с Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина.

В прошлом году в «Газпроме» уже были готовы приступить к строительству нового трубопровода, но отодвинули сроки, не рискнув тянуть трубу без договора с Китаем. Ведь газопровод «Сила Сибири» способен окупить себя лишь при наличии крупных контрактов. Теперь такой контракт в наличии имеется.

Как заявил Владимир Путин, вложения в инфраструктуру проекта китайских поставок превысят 70 миллиардов долларов. На разработку Чаянды и Ковыкты Россией будет направлено 55 миллиардов, ещё как минимум 20 миллиардов предоставят китайские партнёры. При этом затраты собственно на трубопровод «Сила Сибири» колеблются, по оценкам экспертов, в диапазоне от 35 до 46 миллиардов долларов.

Однако, по словам российского президента, организация поставок российского «голубого топлива» в Китай предполагает не только строительство «трубы», но и создание мощной инфраструктуры, включающей нефтехимическое производство, гелиевый завод и другие смежные предприятия. Кстати, «Газпром» рассчитывает получить от Китайской национальной нефтегазовой корпорации предоплату на строительство газопровода «Сила Сибири» в объёме 25 миллиардов долларов.

Российско-китайская газовая сделка — очень крупная даже по мировым меркам. Эксперты уже оценили, что к 2020 году — времени начала поставок — намеченные объёмы газа в 38 миллиардов кубометров в год будут составлять 20—25 процентов китайского импорта и 15—20 процентов российского экспорта «голубого топлива».

По мнению большинства опрошенных «Эхо» экспертов, российский газ Поднебесной необходим: уже к 2020 году потребность КНР в «голубом топливе» достигнет 300—350 миллиардов кубометров в год. Собственная же добыча даст Китаю только 115 миллиардов кубометров, ещё около 80 миллиардов он сможет получить за счёт закупок СПГ. Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона вряд ли превысят 40 миллиардов кубометров. Значит, по самым скромным подсчётам, ещё откуда-то Поднебесной придётся брать 50—100 миллиардов кубометров ежегодно. Без участия российского газа решить эту проблему будет нереально, убеждены российские эксперты.

С этим мнением спорит китайский финансовый портал «Уолл-стрит Чайна», аналитики которого отмечают, что сейчас у Китая есть много других потенциальных поставщиков природного газа. В частности, КНР договорилась о поставках около 20 миллиардов кубометров в год из Туркменистана. Причём к 2020 году Туркменистан планирует нарастить объёмы поставок до 65 миллиардов. Кроме того, в конце 2013 года завершилось строительство газопровода из Мьянмы. За прошедшие десять лет КНР также заключила долгосрочные контракты на поставку СПГ с Катаром и Австралией.

А вот доктор Го Чанган из Центра стратегических исследований Шанхайского университета полагает, что его стране нужен российский газ: «Сейчас Китай ищет источники «чистой» энергии. И это не только экономический вопрос, но и дипломатический, и даже геополитический. Я думаю, что Китай и Россия должны развивать сотрудничество, особенно на стратегическом уровне».

Со своей стороны Михаил Корчемкин, глава «Ист Еуропеан Газ Анализис» полагает, что строительство трубы «Сила Сибири», по которой газ пойдёт в Китай, может потребовать слишком крупных затрат от российской стороны, а следовательно и ускоренного роста внутренних газовых цен.

«Лучше продавать газ без прибыли, чем совсем не продавать, — иронизирует Корчемкин. — В явном выигрыше будут только подрядчики «Газпрома», которые будут строить трубу». По его словам, выгоднее было бы нанять китайских подрядчиков, у которых затраты на строительство одного километра трубы в три раза ниже, тогда проект мог бы стать прибыльным.

С учётом того, что газовая сделка распахивает для России двери на огромный азиатский рынок, многие эксперты склонны оценивать её не столько с экономических, сколько политических позиций.

«Политические запросы сторон столь велики, что они перевешивают беспокойство по поводу цены. Это политическая акция обеих сторон», — полагает эксперт по международным отношениям при Народном университете Китая Ши Иньхун.

«Европа больше не может угрожать России газовыми санкциями. Продавцов, которые могут заменить Россию, нет. У Норвегии нет свободных мощностей, экспортные возможности Алжира ограничены, Катар получает хорошую премию за поставки в Азию. Что касается американского СПГ, то он в ближайшие два–четыре года до Европы не дойдёт», — считает экономист Оксфордского института энергетических исследований Улли Ульсен.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: Эхо планеты, №20, 13.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики