Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пробил час предоплаты

Пробил час предоплаты

Двухмесячный газовый конфликт России и Украины с участием Еврокомиссии вчера все-таки привел к остановке поставок Киеву после их официального перевода на предоплату. По итогам первого этапа войны «Газпром» получил лишь небольшую часть долга и потерял 5 млрд кубометров газа, закачанных Украиной в хранилища. Киев получил бесплатный газ и выиграл время, а крайним оказался Евросоюз, выделивший Украине деньги и не получивший взамен ничего. Именно позиция Брюсселя, который больше не готов поддерживать Киев только из политических соображений, будет важнейшим фактором на новом этапе переговоров, который неизбежно состоится ближе к осени.

«Газпром» вчера перевел НАК «Нафтогаз Украины» на режим предоплаты из-за хронической задолженности, решить проблему которой не удалось в ходе двухмесячных переговоров с участием Еврокомиссии. Поскольку Киев отказался внести авансовый платеж за июнь, поставки Украине остановлены и «Газпром» направляет в ее газотранспортную систему только транзитный газ. Глава украинского Минэнерго Юрий Продан подтвердил, что из России поступает только 185 млн кубометров в сутки для Европы и Киев гарантирует бесперебойность транзита.

Переговоры между Россией, Украиной и Еврокомиссией (последний раунд состоялся вчера поздно ночью) не принесли успеха. Ключевым стал вопрос выплаты Украиной $1,4 млрд долга за поставки в ноябре—декабре, а также еще $500 млн предоплаты — Киев это сделать отказался, а Москва после многочисленных отсрочек не согласилась пойти на предложенный Еврокомиссией компромисс с поэтапным погашением. Глава «Газпрома» Алексей Миллер охарактеризовал позицию Киева как шантаж, предположив, что Украина с самого начала переговоров хотела их сорвать и «довести отношения в газовой сфере до острого противостояния». Премьер Дмитрий Медведев высказался еще более резко, заявив, что «часть украинского руководства потеряла адекватность». 

Одновременно «Газпром» подал иск в Стокгольмский арбитраж, требуя с «Нафтогаза» долг $4,5 млрд, не исключая новых исков, в том числе в связи с недобором по take-or-pay в 2012–2013 годах на $18 млрд. Российские власти готовы продолжить переговоры, только если Киев оплатит хотя бы часть долга — указанную выше сумму $1,95 млрд. По словам Алексея Миллера, любой платеж со стороны Украины создаст новую ситуацию и «потребует нового взгляда на проблему».

Украинский премьер Арсений Яценюк, комментируя исход переговоров в Верховной раде, использовал почти ту же лексику, что и господин Миллер, назвав переговорную позицию России «газовым шантажом» и частью общего плана по «уничтожению Украины». Господин Яценюк обозначил и основные пункты украинской позиции. «Нафтогаз» уже подал иск к «Газпрому» в Стокгольмский арбитраж, требуя в числе прочего пересмотра цен на газ с 2010 года и ретроактивного платежа $6 млрд. Кроме того, украинский премьер поручил немедленно повысить тарифы на транзит газа, заявив: «Мы российский „Газпром“ дотировать не будем». Впрочем, ставки тарифа закреплены в контракте между «Нафтогазом» и «Газпромом» и не могут быть односторонне пересмотрены. Господин Яценюк также поручил главе Минэнерго Юрию Продану и главе «Нафтогаза» Андрею Коболеву договориться о «большом» реверсе со Словакией, хотя ранее и сама эта страна, и Еврокомиссия констатировали, что предлагаемый Украиной вариант нарушает обязательства Словакии перед «Газпромом».

Немедленного газового кризиса на Украине остановка поставок не создаст. Все участники конфликта согласны с тем, что Украине не нужен российский газ как минимум до сентября. Андрей Коболев даже заявил, что 14 млрд кубометров, бесплатно закачанные Киевом в последние два месяца, позволяют Украине не закупать газ в России до декабря. Каким будет дальнейшее развитие событий с учетом того, что зимой Украина потребляет 6–7 млрд кубометров в месяц, в правительстве страны официально не говорят, однако в Раде подходы уже согласовываются. «Мы намерены отбирать российский транзитный газ, идущий в Европу, если цена для Украины не будет установлена по формуле, исключающей политическую составляющую»,- пояснил «Ъ» депутат самой крупной парламентской фракции «Батькивщина» Александр Бригинец. По его словам, в парламентских кулуарах уже одобрена схема, согласно которой газ будет изыматься «в качестве оплаты аренды того украинского имущества, которое осталось в пользование России в Крыму». Как в таком случае будет действовать «Газпром», пока неясно: Алексей Миллер уклонился от ответа на соответствующий вопрос «Ъ», заявив, что в украинском правительстве его заверили в готовности обеспечить транзит. 

«Газпром» будет пытаться до последнего избежать проблем для своих европейских клиентов, но, если Украина будет отбирать транзитный газ, рано или поздно придется пойти на крайние меры, считает заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач. В 2009 году «Газпром» в ответ на несанкционированный отбор со стороны «Нафтогаза» ограничил, а затем и вовсе прекратил поставки в Европу через Украину, что в итоге стоило монополии €3 млрд уплаты штрафов и огромных репутационных потерь. По мнению Алексея Гривача, сейчас Европа воспримет подобные меры иначе: в ходе трехсторонних переговоров ЕС понял, что Украина не собирается учитывать его интересы и теперь для разрешения кризиса Брюссель должен надавить на Киев, в том числе через Вашингтон. «Если Украина будет понимать, что рискует потерять поддержку Запада, ее поведение сразу изменится»,- полагает эксперт.

Определенные намеки в этом направлении сделал вчера еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер: он резко изменил позицию в отношении российского газопровода South Stream в обход Украины. По словам еврокомиссара, проект может быть поддержан в ЕС, если в рамках него будут устранены нарушения европейского законодательства. Господин Эттингер намерен обсудить этот вопрос с Александром Новаком при «первой же возможности». Впрочем, даже если South Stream получит одобрение Еврокомиссии, «Газпром» вынужден будет иметь дело с украинской газотранспортной системой как минимум до 2018 года.

Авторы: Юрий Барсуков; Янина Соколовская, Киев

Источник: Коммерсантъ, 17.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики